BAA
О ПРАВИЛАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛИЧНОГО
ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОЛОЖЕНИЕ
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БАНК
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2 апреля 2002 г.
N 22-П
(САЗ 02-16)
Утверждено
Решением Правления Приднестровского Республиканского банка
Протокол N 15 от 2 апреля 2002 г.
Зарегистрировано Министерством юстиции
Приднестровской Молдавской Республики 19 апреля 2002 г.
Регистрационный N 1501
Глава 1. Общие положения
1.1. Приднестровский Республиканский Банк, как единый эмиссионный и кассовый центр, организует и регулирует денежное обращение в республике.
1.2. Правила организации наличного денежного обращения на территории Приднестровской Молдавской Республики разработаны согласно компетенции, предоставленной Приднестровскому Республиканскому Банку Законом Приднестровской Молдавской Республики "О Приднестровском Республиканском Банке", а также с учетом положений Закона Приднестровской Молдавской Республики "О банках и банковской деятельности в Приднестровской Молдавской Республике".
1.3. Настоящие Правила обязательны для выполнения учреждениями банков (далее - банки) Приднестровской Молдавской Республики и их филиалами, а также организациями, предприятиями, учреждениями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования образования юридического лица (далее - экономические агенты) на территории Приднестровской Молдавской Республики.
Глава 2. Организация обращения наличных денег
2.1. Экономические агенты, независимо от их организационно - правовой формы, хранят денежные средства в банках на соответствующих счетах на договорных условиях.
2.2. Экономическим агентам всех форм собственности запрещается производить расчеты наличными денежными средствами, за исключением случаев и в пределах норм, предусмотренных настоящими Правилами (Приложение N 1).
2.3. Наличные денежные средства, поступающие экономическим агентам, подлежат сдаче в банки для зачисления на счета этих экономических агентов в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Денежная наличность сдается экономическими агентами непосредственно в кассы банков или через объединенную кассу других экономических агентов, а также структурным подразделениям Республиканского Управления связи (далее - предприятиям связи) для перевода на соответствующие счета в банках. Наличные деньги могут сдаваться экономическими агентами на договорных условиях через инкассаторские службы банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Приднестровского Республиканского Банка на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
Прием денежной наличности банками осуществляется в порядке, установленном Положением "О порядке ведения кассовых операций в банках и кредитных учреждениях на территории Приднестровской Молдавской Республики", утвержденным решением Правления Приднестровского Республиканского банка, протокол N 28 от 08.09.1998 года.
2.4. Порядок и сроки сдачи наличных денег согласовываются с каждым экономическим агентом и устанавливаются обслуживающим банком, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы банков.
При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи наличных денежных средств:
- для экономических агентов, расположенных в населенном пункте, где имеются банки или предприятия связи, - ежедневно в день поступления наличных денег;
- для экономических агентов, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в банк или предприятия связи, - на следующий день;
- для экономических агентов, расположенных в населенном пункте, где отсутствуют банки и предприятия связи, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии или если размер среднедневной выручки незначительный - 1 раз в несколько дней (по согласованию с обслуживающими их банками).
2.5. У экономических агентов, имеющих кассы, могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их банками по согласованию с этими экономическими агентами.
2.6. Лимит остатка наличных денег в кассе, порядок и сроки сдачи выручки, нормы расходования наличных денег устанавливаются банками ежегодно всем экономическим агентам, независимо от организационноправовой формы и сферы деятельности, для осуществления наличноденежных расчетов.
Нормы расходования наличных денег для экономических агентов устанавливаются в пределах действительной потребности, но не выше предельных норм, установленных Приднестровским Республиканским банком (приложение N 1). Наличные денежные средства в пределах норм экономические агенты могут использовать до 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Для установления лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки, норм расходования наличных денег экономический агент представляет в первом квартале в банк, осуществляющий его расчетнокассовое обслуживание, "Расчет на установление экономическому агенту лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег" (приложение 2). Лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, нормы расходования наличных денег действуют с момента установления обслуживающим банком. До установления обслуживающим банком экономическому агенту на текущий год лимита остатка кассы и норм расходования наличных денег из выручки на протяжении первого квартала действуют ранее утвержденные нормативы.
Экономическому агенту, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в банках, устанавливается единый лимит остатка кассы, нормы расходования наличных денег с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя экономического агента.
По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям экономического агента, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в банках, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими банками по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.
Лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств республиканского бюджета, открывших лицевые счета в органах казначейства Приднестровской Молдавской Республики, устанавливаются Приднестровским Республиканским банком в установленном, порядке.
Экономическому агенту, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе в обслуживающий банк, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная в банк денежная наличность - сверхлимитной.
Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов наличноденежного оборота экономического агента с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в банки (п. 2.4.), обеспечения их сохранности.
При этом лимит остатка кассы устанавливается:
- для экономических агентов, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в банки или предприятия связи ежедневно в конце рабочего дня, - в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы этого экономического агента с утра следующего дня;
- для экономических агентов, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в банки или предприятия связи ежедневно в течение рабочего дня - исходя из среднечасовой выручки, сложившейся после инкассации;
- для экономических агентов, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в банки или предприятия связи на следующий день, - в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;
- для экономических агентов, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в банки или предприятия связи не ежедневно,
- в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;
- для экономических агентов, не имеющих денежной выручки, - в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).
Установленные банком лимиты остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, нормы расходования наличных денег письменно сообщаются каждому экономическому агенту, для чего используются вторые экземпляры представленных расчетов по форме (приложение 2).
Лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, нормы расходования наличных денег могут пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе экономического агента (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и др.).
Предприятиям связи лимиты остатка денег в кассе устанавливаются банками по согласованию с руководителями этих предприятий с учетом размеров налично-денежного оборота и условий работы предприятий связи.
2.7. Экономические агенты обязаны сдавать в банк все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.
Экономические агенты могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в банк и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной законами и иными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
2.8. Экономические агенты по согласованию с обслуживающими банками могут расходовать поступающую в их кассы текущую денежную выручку на цели, предусмотренные приложением N 1 настоящих Правил. При недостаточности кассовых поступлений экономические агенты могут получать наличные денежные средства в банке до установленных норм согласно вышеуказанного приложения N 1.
При наличии задолженности по расчетам с бюджетом, внебюджетными фондами, экономические агенты не имеют права расходовать наличные деньги из выручки с момента возникновения задолженности, если законами или правовыми актами, действующими на территории Приднестровской Молдавской Республики, не предусмотрено иное.
Использование денежной наличности экономическими агентами должно производиться в соответствии с законами и иными правовыми актами, действующими на территории Приднестровской Молдавской Республики, и принятыми в их исполнение нормативными актами Приднестровского Республиканского банка.
Экономические агенты не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.
2.9. Экономические агенты могут получать наличные денежные средства в банках, в которых открыты соответствующие счета, на цели, установленные законами, иными правовыми актами, действующими на территории Приднестровской Молдавской Республики, и нормативными актами Приднестровского Республиканского банка.
2.10. Выдачи денежной наличности экономическим агентам на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии производятся по заявкам и в сроки, согласованные с обслуживающими банками.
Выдачи наличных денег экономическим агентам на указанные цели по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, могут производиться банками, в целях рассредоточения нагрузки на кассовых работников, начиная с четверга. Выдачи наличных денег по срокам, приходящимся на праздничные дни, производятся не ранее чем за три дня до их наступления, а по экономическим агентам, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, - накануне выходных дней этих экономических агентов.
Выдачи наличных денег для расчетов с увольняемыми работниками и уходящими в отпуск, а также в случаях, предусмотренных законами и иными правовыми актами, действующими на территории Приднестровской Молдавской Республики, производятся независимо от установленных сроков выплаты заработной платы.
2.11. Выдача наличных денег на командировочные расходы производится банками в порядке, установленном законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
2.12. Для учета выданных средств на заработную плату и выплаты социального характера (наличными и перечислениями) и удержаний из заработной платы работников экономических агентов могут вестись карточки по форме согласно приложения N 3.
2.13. Выдачи наличных денег экономическим агентам производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы банков.
Для обеспечения своевременной выдачи банками наличных денег со счетов экономических агентов, а также со счетов по вкладам граждан Приднестровский Республиканский банк устанавливает для каждого банка и его филиалов сумму максимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением "О порядке ведения кассовых операций в банках и кредитных учреждениях на территории Приднестровской Молдавской Республики".
2.14. Установление лимитов операционных касс банкам и их подкрепление осуществляются в порядке, установленном Приднестровским Республиканским банком.
2.15. Банки в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной наличности от экономических агентов не реже одного раза в год проверяют соблюдение определенного Приднестровским Республиканским банком порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с рекомендациями, изложенными в приложении 4.
Материалы проверок оформляются справкой по установленной форме (приложение 5). В случае выявления грубых или повторных нарушений составляется акт и копии акта со справкой направляются в соответствующие налоговые органы Приднестровской Молдавской Республики для принятия к экономическим агентам мер финансовой, административной или иной ответственности за нарушение порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с предоставленными им правами.
2.16. Информацию о произведенных банком проверках соблюдения экономическими агентами (обслуживаемой клиентурой) порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью банки предоставляют ежеквартально в Приднестровский Республиканский банк по уставленной форме (Приложение N 6).
2.17. Приднестровский Республиканский банк осуществляет контроль за деятельностью банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению экономическими агентами порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в свете настоящих Правил.
2.18. В случае невыполнения банками законов, нормативных актов и предписаний Приднестровского Республиканского банка по вопросам организации наличного денежного обращения применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики.
Глава 3. Прогнозирование наличного денежного оборота
3.1. Для определения объема, источников поступлений наличных денег в кассы банков и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения в регионе банками составляется прогноз кассовых оборотов на квартал.
3.2. Содержание прогноза кассовых оборотов по символам прихода и расхода соответствует номенклатуре символов "Отчета о кассовых оборотах банков Приднестровской Молдавской Республики" (форма N 748).
3.3. Банки для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег и выдач наличных денег на основании динамических рядов "Отчета о кассовых оборотах банков Приднестровской Молдавской Республики" (форма N748) или на основе получаемых кассовых заявок от обслуживаемых предприятий по форме согласно приложения N 7.
Расчеты прогнозов ожидаемых поступлений наличных денег в кассы банков и их выдач (п. 3.1.) составляются ежеквартально и представляются в Приднестровский Республиканский банк за 30 дней до начала прогнозируемого квартала.
3.4. Приднестровский Республиканский банк на базе представленных банками расчетов ежеквартально составляет прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по республике на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и получаемых от банков сообщений об ожидаемых оборотах наличных денег.
Глава 4. Заключительные положения.
4.1. Настящее Положение вступает в силу со дня официального опубликования.
4.2. Со дня официального опубликования настоящего Положения утрачивают силу Правила организации наличного денежного обращения на территории Приднестровской Молдавской Республики, утвержденные Решением Правления Приднестровского Республиканского банка от 11 февраля 1999 года (протокол N 4), со всеми изменениями и дополнениями.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Э. КОСОВСКИЙ
ПРИДНЕСТРОВСКОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО БАНКА
г. Тирасполь
2 апреля 2002 г.
N 22-П
Приложение N 1
к Положению Приднестровского
республиканского банка
Приднестровской Молдавской Республики
от 2 апреля 2002 года N 22-П
"Предельные нормы расходования наличных денег (в т.ч. из выручки)"
1. Предельный размер расчетов наличными деньгами одного экономического агента с другими экономическими агентами или с физическими лицами по одному платежу * устанавливается в сумме 3 000 рублей.
2. Экономические агенты всех форм собственности - в размерах,
на скупку стеклянной тары, макулатуры, тряпья, необходимых для
оплаты закупаемого лома и
отходов пластмасс, стеклобоя, отходов
вторсырья
металлов
3. Ломбарды - на ссудные операции с залогодателями - в размере
залоговой стоимости
принятых предметов
4.Страховые организации - для расчетов с физическими - в размере
страховых выплат
лицами по договорам страхования
* Под понятием "один платеж" следует понимать расчеты в течение одного дня наличными денежными средствами одного экономического агента с другим экономическим агентом или с физическим лицом за приобретаемые товарно-материальные ценности, оказываемые услуги (работы) по одному или нескольким расчетным документам в пределах установленной нормы.
Приложение 2
к Положению Приднестровского
республиканского банка
Приднестровской Молдавской Республики
от 2 апреля 2002 года N 22-П
РАСЧЕТ
НА УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИМИТА ОСТАТКА КАССЫ
И ОФОРМЛЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА РАСХОДОВАНИЕ НАЛИЧНЫХ
ДЕНЕГ ИЗ ВЫРУЧКИ
НА ____ ГОД
______________________________________________________________________
наименование (штамп) экономического агента
______________________________________________________________________
номер счета
______________________________________________________________________
наименование банка
Кассовая выручка за последние 3 месяца1 (фактическая)3 ____ млн. руб.
Среднедневная выручка2 ____ млн. руб.
Среднечасовая выручка2 ____ млн. руб.
Выплачено наличными деньгами за последние
три месяца (кроме расходов на заработную
плату и выплаты социального характера) (фактически)3 ____ млн. руб.
Среднедневный расход2 ____ млн. руб.
Сроки сдачи выручки: ежедневно, на следующий день,1 раз в___дней,
при образовании сверхлимитного остатка (нужное подчеркнуть).
Часы работы : с __ час. __ мин. до __ час. __ мин.
Время сдачи выручки: в объединенную кассу, инкассаторам, в кассу
банка, на почту (нужное подчеркнуть) ___ час. ___ мин.
Испрашиваемая сумма лимита остатка кассы _______________ млн. руб.
(сумма прописью)
Просим разрешить расходование наличных денег из выручки на
_____________________
(указать цели расхода)
1- В случае резких изменений в объеме выручки или расхода
приводятся данные за последний месяц.
2- Сумма выручки/расхода, деленная на число рабочих дней
(часов).
3- Вновь организуемые экономические агенты показывают ожидаемую
сумму выручки/расхода.
Руководитель предприятия (Ф.И.О.) Главный бухгалтер (Ф.И.О.)
печать
РЕШЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА
Установить лимит остатка кассы в сумме ____________________ млн. руб.
______________________________________________________________________
(сумма прописью)
Разрешено расходование наличных денег на :
-хозяйственно-операционные расходы- ________________ %,
-закупки продовольственных товаров и
сельхозпродукции у населения- ________________ %,
-производственные цели для расчетов с населением- ________________ %,
Руководитель банка (Ф.И.О.)
(печать)
Приложение 3
к Положению Приднестровского
республиканского банка
Приднестровской Молдавской Республики
от 2 апреля 2002 года N 22-П
(примерный вариант)
КАРТОЧКА
УЧЕТА СРЕДСТВ, ВЫДАННЫХ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ И ВЫПЛАТЫ
СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ЗА КВАРТАЛ
______________________________________________________________________
наименование экономического агента
______________________________________________________________________
номер счета
______________________________________________________________________
наименование банка
Срок выплаты средств на заработную плату и выплаты социального
характера_____________________________________________________________
_______
Сумма начисленных средств на заработную плату и выплаты социального
характера за:
1 месяц ______________
2 месяц ______________
3 месяц ______________
Итого за _____________ квартал ____ г. _______________
(рублей)
--------------------------------------------------------------------------------------
| Дата | выдано заработной | удержания | период, | Сумма |
| | платы и выплат | из з/п и выплат | за который | выданной |
| | социального характера | социального | выдана | просроченной |
| |----------------------------| характера | просроченная | заработной |
| | наличными | перечислениями | | задолженность | платы |
| | | во вклады | | по зарплате | |
| | | | | | |
|------|-----------|----------------|-----------------|---------------|--------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|------|-----------|----------------|-----------------|---------------|--------------|
| | | | | | |
|------|-----------|----------------|-----------------|---------------|--------------|
| | | | | | |
|------|-----------|----------------|-----------------|---------------|--------------|
| | | | | | |
|------|-----------|----------------|-----------------|---------------|--------------|
| | | | | | |
--------------------------------------------------------------------------------------
Исполнитель ____________________________________________ (Ф.И.О.)
Примечание. Учет выданных средств на заработную плату и выплаты социального характера (наличными и перечислениями) и удержаний из заработной платы и выплат социального характера работников экономического агента ведется в карточке по кварталам. Итоги по графам 2, 3, 4 и 6 карточки подводятся за каждый месяц и квартал. В графы 2 и 3 суммы выданной просроченной задолженности по заработной плате не включаются.
На лицевой стороне карточки производится запись начисленных средств на заработную плату и выплаты социального характера за каждый месяц с подведением итоговой суммы за квартал.
Суммы выданных средств на заработную плату и выплаты социального характера за дни отпуска, приходящиеся на следующий квартал, записываются в данные следующего квартала.
В графе 6 указываются суммы выданной просроченной задолженности по заработной плате, образованной в предыдущих месяцах (включая прошлые годы).
Приложение 4
к Положению Приднестровского
республиканского банка
Приднестровской Молдавской Республики
от 2 апреля 2002 года N 22-П
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ БАНКАМИ ПРОВЕРОК
СОБЛЮДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ АГЕНТОМ ПОРЯДКА
РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ
Цель: проверить соблюдение экономическим агентом порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, установленных нормативными актами Приднестровского Республиканского банка.
Круг экономических агентов, подлежащих проверке, определяется руководителем банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении экономическими агентами установленного порядка работы с денежной наличностью. При этом учитывается также информация других контролирующих органов.
Для осуществления проверки выбираются сведения о произведенных в проверяемом периоде операциях по поступлениям (зачислению) на счета экономического агента в банке наличных денег и их выдачам (списанию) из кассы банка. Уточняется сумма установленного лимита остатка денег в кассе, согласованный порядок и сроки сдачи выручки в банк, наличие разрешения на расходование наличных денег из выручки и его условия.
Проверка оформляется Справкой о результатах проверки соблюдения экономическим агентом порядка работы с денежной наличностью согласно приложения N 5.
В ходе проверки экономического агента рассматривается:
1. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке (раздел I Справки).
Проверяется соответствие записей в кассовой книге данным банка по суммам и срокам. При наличии расхождений между данными банка и записями в кассовой книге экономического агента выясняются причины.
Фактическое наличие денег в кассе экономического агента представителем банка не проверяются.
Полнота оприходования в кассу экономического агента наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, рассматривается налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства.
2. Полнота сдачи денег в кассу банка (раздел II Справки).
Рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в банк, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за проверяемый период и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверяется расходование по целевому назначению сумм, полученных из банка и своевременность возврата в банк не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты социального характера, других денежных средств.
Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными банка и записями в кассовой книге выясняются причины.
3. Соблюдение экономическим агентом норм и условий расходования наличных денежных средств (раздел III Справки).
На основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных рассматривается соблюдение согласованных с банком норм и условий расходования наличных денег из выручки. Выявляются случаи нарушений экономическими агентами установленного порядка работы с денежной наличностью.
4. Соблюдение установленного банком лимита остатка наличных денег в кассе экономического агента (раздел IV Справки).
Рассматривается соблюдение установленного банком лимита остатка кассы на каждый день проверяемого периода. В Справке по проверке проставляются данные о лимите остатка кассы, фактических остатках наличных денег в кассе экономического агента в дни, когда был превышен лимит.
Определяется общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде, а также сверхлимитная кассовая наличность(средняя величина), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения лимита остатка кассы.
5. Ведение кассовой книги и других кассовых документов (раздел V Справки).
Рассматривается соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы экономического агента, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетноплатежными ведомостями.
Отмечается качество и периодичность составления первичных кассовых документов по приему и выдаче наличных денег, соответствие записей в приходно - расходных документах записям в кассовой книге и другие.
6. По результатам проверки (раздел VI Справки) проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству экономического агента по устранению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью.
Справка по результатам проверки составляется в 3-х экземплярах и подписывается руководителем, главным (старшим) бухгалтером экономического агента и представителем банка (проверяющим).
В случаях, когда в ходе проверки не установлены факты нарушений экономического агента порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, проверяющий может ограничиться заполнением 2-х экземпляров Справки.
Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем банка или его заместителем. После этого третий экземпляр Справки передается экономическому агенту, второй - остается в документах банка. При повторном установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр Справки направляется органам Государственной налоговой службы Приднестровской Молдавской Республики по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики.
Приложение N 5
к Положению Приднестровского
республиканского банка
Приднестровской Молдавской Республики
от 2 апреля 2002 года N 22-П
СПРАВКА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИМ АГЕНТОМ
ПОРЯДКА РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ
______________________________________________________________________
наименование экономического агента
______________________________________________________________________
номер счета
______________________________________________________________________
почтовый адрес
----------------------------------------------------------
| Наименование показателей Проверяемый период (месяцы) |
|--------------------------------------------------------|
| А 1 2 3 |
----------------------------------------------------------
I. Полнота оприходования денежной
наличности, полученной в банке:
1.1. по данным предприятия.
______________________________________________________________________
1.2. по данным банка*.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
II. Полнота сдачи денег в кассу банка
1. Остаток денежных средств в кассе на
начало месяца.......................
______________________________________________________________________
2. Поступило выручки и прочие поступления в кассу экономического
агента
______________________________________________________________________
3. Поступления из банка (п.1.2)
______________________________________________________________________
4. Итого по приходу
______________________________________________________________________
5. Сдано в банк:
5.1. по данным экономическим агента
______________________________________________________________________
5.2. по данным банка...................
______________________________________________________________________
6. Израсходовано экономическим агентом
______________________________________________________________________
7. Итого по расходу (5.2 + 6)
______________________________________________________________________
8. Остаток денежных средств в кассе экономического агента на конец
месяца
______________________________________________________________________
9. Соблюдение порядка и сроков сдачи
выручки в банк
______________________________________________________________________
9.1. Согласовано с банком..............
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
9.2. Фактически (факты выявленных
нарушений соглашения с банком)
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
10. Целевое использование денежной наличности
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Направления использования | (месяц) | (месяц) | (месяц) |
| денежной наличности |---------------------------------|---------------------------------|---------------------------------|
| | получено | израсходовано | получено | израсходовано | получено | израсходовано |
| | из банка |----------------------| из банка |----------------------| из банка |----------------------|
| | (по | | В том числе | (по | | В том числе | (по | | В том числе |
| | данным | Всего | из текущей | данным | Всего | из текущей | данным | Всего | из текущей |
| | банка) | | денежной | банка) | | денежной | банка) | | денежной |
| | | | выручки | | | выручки | | | выручки |
| | | | поступившей, | | | поступившей, | | | поступившей, |
| | | | в кассу | | | в кассу | | | в кассу |
|-------------------------------|----------|-------|--------------|----------|-------|--------------|----------|-------|--------------|
| А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|-------------------------------|----------|-------|--------------|----------|-------|--------------|----------|-------|--------------|
| 1. на заработную плату | | | | | | | | | |
|-------------------------------|----------|-------|--------------|----------|-------|--------------|----------|-------|--------------|
| 2. на прочие виды оплаты | | | | | | | | | |
| труда, не входящие в фонд | | | | | | | | | |
| заработной платы | | | | | | | | | |
|-------------------------------|----------|-------|--------------|----------|-------|--------------|----------|-------|--------------|
| 3. на оплату больничных | | | | | | | | | |
| листов, пенсий и пособий | | | | | | | | | |
|-------------------------------|----------|-------|--------------|----------|-------|--------------|----------|-------|--------------|
| 4. на командировочные расходы | | | | | | | | | |
|-------------------------------|----------|-------|--------------|----------|-------|--------------|----------|-------|--------------|
| 5. на хозяйственно- | | | | | | | | | |
| операционные расходы | | | | | | | | | |
|-------------------------------|----------|-------|--------------|----------|-------|--------------|----------|-------|--------------|
| 6. на закупки продтоваров и | | | | | | | | | |
| сельхозпродуктов у населения | | | | | | | | | |
|-------------------------------|----------|-------|--------------|----------|-------|--------------|----------|-------|--------------|
| 7. на производственные цели | | | | | | | | | |
| для расчетов с населением | | | | | | | | | |
|-------------------------------|----------|-------|--------------|----------|-------|--------------|----------|-------|--------------|
| В C Е Г О : | | | | | | | | | |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
III. Соблюдение экономическим агентом норм и условий расходования
наличных денег из выручки:
---------------------------------------------------------------------
| А | Месяцы |
|-----------------------------|-------------------------------------|
| | 1 | 2 | 3 |
---------------------------------------------------------------------
1. Фактическая сумма выручки
2. Установленные нормы расходования
наличных денег из выручки:
2.1. на хозяйственно-операционные
расходы
2.2. на закупки продовольственных
товаров и с/х продукции у населения
2.3. на другие цели для расчетов
с населением
3. Фактически израсходовано из выручки:
3.1. на хозяйственно-операционные
расходы
3.2. на закупки продовольственных
товаров и с/х продукции у населения
3.3. на другие цели для расчетов
с населением
4. Израсходовано больше (+), меньше(-)
установленных норм:
4.1. на хозяйственно-операционные
расходы
4.2. на закупки продовольственных
товаров и с/х продукции у населения
4.3. на другие цели для расчетов
с населением
IV. Соблюдение установленного банком лимита остатка
наличных денег в кассе экономического агента
1. Лимит остатка касс
______________________________________________________________________
2. Фактические остатки кассы в дни, когда был превышен лимит:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. Превышение лимита остатка кассы (2 - 1)
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
4. Общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде
______________________________________________________________________
5. Количество дней превышения лимита
______________________________________________________________________
6.Сверхлимитная кассовая наличность в проверяемом периоде (средняя
величина/4:5)
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
V. Ведение кассовой книги и оформление кассовых
документов
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
VI. Выводы и предложения
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Представитель банка _________________________________ (Ф.И.О.)
Руководитель предприятия ____________________________ (Ф.И.О.)
Главный (старший) бухгалтер _________________________ (Ф.И.О.)
VII. Распоряжение руководителя банка по результатам проверки
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Руководитель банка _______________________ (Ф.И.О.)
Приложение N 6
к Положению Приднестровского
республиканского банка
Приднестровской Молдавской Республики
от 2 апреля 2002 года N 22-П
ежеквартально к 10 числу месяца,
следующего за отчетным кварталом
ИНФОРМАЦИЯ
О ПРОИЗВЕДЕННЫХ БАНКОМ ПРОВЕРКАХ СОБЛЮДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ
АГЕНТАМИ ПОРЯДКА РАБОТЫ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ ПО
СОСТОЯНИЮ НА "__" ___________ г.
Наименование банка_______________________________________________
Почтовый адрес___________________________________________________
------------------------------------------------------------------------
| N | Показатели | Итого | Проверки, произведенные |
| п/п | | 2 + 3 |-------------------------|
| | | | банком | совместно с |
| | | | | др. органами |
|-----|------------------------------|-------|---------|---------------|
| А | Б | 1 | 2 | 3 |
|-----|------------------------------|-------|---------|---------------|
| | Проверки соблюдения | | | |
| | экономическми агентами | | | |
| | порядка работы с денежной | | | |
| | наличностью | | | |
|-----|------------------------------|-------|---------|---------------|
| 1. | Количество обслуживаемых | | | X |
| | экономич.агентов | | | |
|-----|------------------------------|-------|---------|---------------|
| 2. | Количество эконом.агентов, | | | X |
| | контролируемых по | | | |
| | соблюдению порядка работы | | | |
| | с денежной наличностью | | | |
|-----|------------------------------|-------|---------|---------------|
| 3. | Фактически проверено | | | |
| | (количествоэконом.агентов | | | |
|-----|------------------------------|-------|---------|---------------|
| 4. | Охвачено проверками | | | X |
| | (3 : 2 x 100%) (%) | | | |
|-----|------------------------------|-------|---------|---------------|
| 5. | Установлено нарушений | | | |
| | (количество экон.агентов) | | | |
|-----|------------------------------|-------|---------|---------------|
| 6. | % к числу проверенных | | | |
| | (5 : 3 x 100%) (%) | | | |
|-----|------------------------------|-------|---------|---------------|
| 7. | Общая сумма выявленных | | | |
| | нарушений (млн. руб.),в т.ч. | | | |
|-----|------------------------------|-------|---------|---------------|
| а) | превышение лимита остатка | | | |
| | кассы | | | |
|-----|------------------------------|-------|---------|---------------|
| б) | неоприходование (неполное | | | |
| | оприходование) денег, | | | |
| | полученных в банке | | | |
|-----|------------------------------|-------|---------|---------------|
| 8. | Другие нарушения: | X | X | X |
| | (количество эконом.агентов | | | |
|-----|------------------------------|-------|---------|---------------|
| а) | расходование выручки без | | | |
| | согласования с банком | | | |
|-----|------------------------------|-------|---------|---------------|
| б) | несоблюдение согласованных | | | |
| | с банком условий | | | |
| | расходования выручки | | | |
|-----|------------------------------|-------|---------|---------------|
| в) | ненадлежащее оформление | | | |
| | кассовых документов | | | |
|-----|------------------------------|-------|---------|---------------|
| | Меры, принятые по | X | X | X |
| | результатам проверок | | | |
|-----|------------------------------|-------|---------|---------------|
| 9. | Направлено материалов | | | X |
| | налоговым органам (к-во | | | |
| | экон.аг.) | | | |
|-----|------------------------------|-------|---------|---------------|
| 10. | % к числу экон.агентов, | | | X |
| | допустивших нарушения | | | |
| | (9 : 5 x 100%) (%) | | | |
------------------------------------------------------------------------
Руководитель банка___________________________________ (Ф.И.О.)
Исполнитель _________________________________________ (Ф.И.О.)
Примечание. Проверки соблюдения экономическими агентами порядка работы с денежной наличностью.
Отражаются сведения о произведенных банками и их филиалами, а также совместно с другими органами (налоговой службой, налоговой полицией, финансовыми и органами исполнительной власти всех уровней, др.) проверках соблюдения экономическими агентами порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
Пункты 1 и 2. Указываются экономические агенты, которым в банках (филиалах) открыты соответствующие счета. Если экономическому агенту в одном банке открыто несколько счетов, то данный экономический агент показывается как одна единица. Не включаются экономические агенты, по счетам которых не было операций по списанию либо зачислению средств в течение года.
Пункт 2. Показываются экономические агенты, контролируемые банками, финансовыми и другими органами.
Пункты 3, 5, 7, 8, 9.Экономические агенты, проверенные в отчетном периоде неоднократно, показываются как одна единица.
Пункт 7. Сумма выявленных нарушений экономическими агентами порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью на основании данных соответствующих разделов Справки о результатах проверки соблюдения экономическими агентами порядка работы с денежной наличностью согласно приложения N 5.
Пункт 9. Отражаются сведения на основании материалов проверок банков (включая повторные и совместные проверки), направляемых налоговым органам для рассмотрения ими дел о применении мер ответственности и наложении штрафов за несоблюдение порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
Приложение N 7
к Положению Приднестровского
республиканского банка
Приднестровской Молдавской Республики
от 2 апреля 2002 года N 22-П
КАССОВАЯ ЗАЯВКА
НА ___ КВАРТАЛ ____ г.
_________________________________________________________________
наименование (штамп) предприятия
_________________________________________________________________
номер счета
_________________________________________________________________
наименование банка
млн.руб.
-------------------------------------------------------------------------
| Наименование показателей | Фактическое | Прогноз |
| | исполнение за: | на |
| |--------------------| квартал |
| | соотв. | пред. | г. |
| | квартал | квартал | |
| | прошлого | | |
| | года | | |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| 1 | 3 | 4 | 5 |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ (кроме | | | |
| наличных денег, получаемых в банке) | | | |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| 1. Торговая выручка | | | |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| 2. Выручка предприятий | | | |
| пассажирского транспорта | | | |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| 3. Квартплата и коммунальные платежи | | | |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| 4. Выручка зрелищных предприятий | | | |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| 5. Выручка предприятий, оказывающих | | | |
| прочие услуги | | | |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| 6. Прочие поступления | | | |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| 7. Итого поступлений (1+2+3+4+5+6) | | | |
| в том числе: | | | |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| 7.1. расходы из выручки | | | |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| 7.2. сдается в кассу банка | | | |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| РАСХОДЫ: | | | |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| 1. На заработную плату, выплаты | | | |
| социального характера, стипендии, | | | |
| расходы, не относящиеся к фонду | | | |
| заработной платы и выплатам | | | |
| социального характера | | | |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| 2. На выплату пенсий и пособий | | | |
| соцстраха | | | |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| 3. На хозяйственно-операц.расходы | | | |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| 4. На закупки с/хпродукции,продтоваров | | | |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| 5. На производственные цели | | | |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| 6. Выдачи на другие цели | | | |
|----------------------------------------|----------|---------|---------|
| 7. Итого расходов(1+2+3+4+5+6) | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Руководитель предприятия _____________________________ (Ф.И.О.)
Главный бухгалтер ____________________________________ (Ф.И.О.)