изменён документом от: 11 февраля 2000 КЗН ППМР 19 марта 1996 СЗМР 96-1  
»
4
»
12

BAA


О СТАТУСЕ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН


ПРЕЗИДЕНТ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


19 марта 1996 г.


(СЗМР 96-1)


Настоящий Закон определяет права, обязанности и ответственность народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики - депутата Палаты Законодателей и депутата Палаты Представителей Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики (далее соответственно - депутат Палаты Законодателей и депутат Палаты Представителей), предусматривает основные правовые, политические и социально-экономические гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.


    ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Депутат Палаты Законодателей и депутат Палаты
               Представителей

Депутатом Палаты Законодателей является гражданин Приднестровской Молдавской Республики, избранный в законном порядке народом, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Палате Законодателей и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и настоящим Законом.

Депутатом Палаты Представителей является гражданин Приднестровской Молдавской Республики, избранный в законном порядке народом от административно-территориальной единицы Приднестровской Молдавской Республики, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Палате Представителей и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, Регламентом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики и настоящим Законом.

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики не может быть одновременно Президентом Приднестровской Молдавской Республики, вице-президентом Приднестровской Молдавской Республики, членом Правительства Приднестровской Молдавской Республики, судьей или прокурором.

Народный депутат Палаты Законодателей не может быть депутатом другого представительного органа власти, а также не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Народным депутатом Верховного Совета не может быть гражданин, признанный ранее в законном порядке судом виновным в совершении умышленного преступления, а также лицо, страдающее психическим заболеванием, лишающим его возможности отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

     Статья 2. Законодательство о статусе народного депутата Верховного
               Совета Приднестровской Молдавской Республики

Статус народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики определяется Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, настоящим Законом и другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.

Народному депутату Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики при осуществлении депутатской деятельности обеспечиваются условия для беспрепятственной и эффективной реализации его прав и обязанностей, установленных Конституцией, настоящим Законом и другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики, Регламентом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

В своей деятельности народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики руководствуется Конституцией, настоящим Законом и другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики, Регламентом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, предвыборной программой, своими убеждениями и наказами избирателей.

     Статья 3. Срок полномочий народного депутата Верховного Совета
               Приднестровской Молдавской Республики

Срок полномочий народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики начинается со дня избрания депутата , после проверки полномочий Мандатной комиссией и представления ее решения на первое заседание Верховного Совета и его утверждения Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики. В случае нарушения законодательства о выборах Верховный Совет может принять решение о признании выборов отдельных народных депутатов недействительными. Полномочия народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики прекращаются с момента начала работы Верховного Совета нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона.

Полномочия депутата Палаты Законодателей и депутата Палаты Представителей Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики продолжаются пять лет и не подлежат передаче другому лицу.


Статья 4. Досрочное прекращение полномочий народного депутата
Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики


Полномочия народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики прекращаются досрочно в случаях:

а) если после признания его полномочий депутат Палаты Законодателей в течение 15 дней не освободил должность, которую он занимал до избрания депутатом;

б) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;

в) утраты депутатом гражданства Приднестровской Молдавской Республики;

г) выезда депутата на постоянное место жительства за пределы республики;

д) непрерывной неявки в течение трех месяцев депутата без уважительных причин на заседания Верховного Совета, Палаты, комитетов и комиссий, в состав которых он избран;

е) отзыва депутата его избирателями;

ж) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;

з) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

и) объявления гражданина, являющегося депутатом, признанным умершим решением суда, вступившим в законную силу;

к) смерти депутата.

Полномочия депутата Палаты Законодателей прекращаются досрочно также в случаях:

а) избрания его депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (если в течение месяца со дня избрания от него не поступило письменного заявления о сложении полномочий депутата такого органа);

б) поступления депутата на государственную службу, занятия им другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Решение о прекращении полномочий депутата Палаты Представителей и депутата Палаты Законодателей в случаях, указанных в части первой и части второй настоящей статьи, принимается Верховным Советом на совместном заседании Палат и оформляется соответствующим постановлением Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. Полномочия депутата в этих случаях прекращаются со дня, определяемого таким постановлением.

     Статья 5. Депутатское удостоверение и нагрудный знак
               народного депутата Верховного Совета
               Приднестровской Молдавской Республики

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики имеет удостоверение и нагрудный знак депутата, которые выдаются ему после признания Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики полномочий депутата.

Удостоверение народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики является документом, дающим право беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения.

Положение об удостоверении и нагрудном знаке народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, их образцы и описания утверждаются Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.

     Статья 6. Условия осуществления  депутатом Палаты Законодателей и
               депутатом Палаты Представителей депутатской деятельности

Депутат Палаты Представителей осуществляет свои полномочия, как правило, без освобождения от основной работы.

Депутат Палаты Законодателей, а также депутат Палаты Предствавителей, избранный в руководящие органы Верховного Совета, работает на профессиональной постоянной основе. Депутат Палаты Законодателей не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности в свободные от заседаний дни.

Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Палаты Законодателей, а также депутаты Палаты Представителей, избранные в руководящие органы Верховного Совета, работающие на постоянной основе, приостанавливают свою военную службу на воинских должностях, службу на должностях в органах внутренних дел, органах прокуратуры на период осуществления депутатских полномочий.

     Статья 7. Формы депутатской деятельности депутата Палаты
               Законодателей и депутата Палаты Представителей

Формами депутатской деятельности депутата Палаты Представителей и депутата Палаты Законодателей являются:

а) участие в заседаниях соответственно Палаты Представителей и Палаты Законодателей, в совместных заседаниях Палат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики;

б) участие в работе соответствующих комитетов Палат и комиссий Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, согласительных комиссий, создаваемых Палатой Представителей и Палатой Законодателей;

в) работа по подготовке и изучению проектов законов, работа по разъяснению законов и других законодательных актов;

г) участие в выполнении поручений Верховного Совета, соответствующих Палат и их органов;

д) участие в слушаниях Верховного Совета, Палат и их органов;

е) обращение с депутатскими запросами, заявлениями и предложениями;

ж) работа с избирателями;

з) обращение с вопросами к членам Правительства Приднестровской Молдавской Республики на раздельном или совместном заседании Палат;

и) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп.

Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и Регламентом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

     Статья 8. Взаимоотношения народного депутата Верховного Совета
               Приднестровской Молдавской Республики с избирателями

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики поддерживает связь с избирателями своего округа, ответственен перед ними и им подотчетен.

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей; рассматривает поступившие от них предложения,заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.

Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.

Принимая меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей, народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с политическими партиями и иными общественными объединениями.

Народному депутату Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики для работы с избирателями предоставляются соответствующие дни в порядке, определяемом Регламентом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

Депутату Палаты Законодателей и депутату Палаты Представителей в его избирательном округе или на территории административно-территориальной единицы, в границах которого находится этот округ, государственной администрацией или местным Советом народных депутатов для осуществления полномочий депутата предоставляются транспорт, отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и необходимой оргтехникой, а также обеспечивается извещение населения о месте и времени встречи депутата с избирателями и выделяется для этого помещение.

Главы администраций и председатели местных Советов, в пределах своих полномочий, несут персональную ответственность за создание условий для нормальной деятельности народных депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

     Статья 9. Участие народного депутата Верховного Совета
               Приднестровской Молдавской Республики в работе
               исполнительных и представительных органов власти

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики вправе участвовать в работе исполнительных и представительных органов власти с правом совещательного голоса.

     Статья 10. Право народных депутатов Верховного Совета
                Приднестровской Молдавской Республики на объединение в
                депутатские фракции и группы

Народные депутаты Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики имеют право объединяться в постоянные и временные фракции, депутатские группы.

Порядок деятельности фракций и депутатских групп и их права определяются Регламентом Верховного Совета, другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики, регламентирующими вопросы депутатской деятельности.


    Статья 11. Депутатская этика


Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики обязан соблюдать правила депутатской этики, утвержденные Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.

Недопустимо использование народным депутатом своего статуса в ущерб интересам государства, общества, граждан и их объединений.

Не допускается использование имени народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики в какой бы то ни было рекламе финансовых, производственных или коммерческих предприятий.

Ответственность за нарушение народным депутатом указанных правил устанавливается Регламентом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.


    ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Статья 12. Право законодательной  инициативы народного депутата
                Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики

Народный депутат Верховного Совета Приднестроской Молдавской Республики имеет право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Палату Законодателей:

а) законопроектов и поправок к ним;

б) законодательных предложений о разработке и принятии новых законов;

в) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Приднестровской Молдавской Республики, законы СССР и Молдавской ССР, действующие на территории республики, либо о признании этих законов утратившими силу.

Группа численностью не менее одной трети от установленного Конституцией числа народных депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики имеет право на внесение законопроектов об изменении Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

Перечисленные в частях первой и второй настоящей статьи законодательные инициативы подлежат обязательному рассмотрению в Палате Законодателей в установленном порядке.

Порядок осуществления права законодательной инициативы народным депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики определяется Конституцией и Регламентом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

     Статья 13. Участие народного депутата Верховного Совета
                Приднестровской Молдавской Республики в заседании
                Верховного Совета, соответствующей Палаты, комитета и
                комиссии Верховного Совета Приднестровской Молдавской
                Республики

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики, Палатой, депутатом которой он является, а также комитетом, комиссией, членом которых он является.

Народный депутат Приднестровской Молдавской Республики вправе:

а) избирать и быть избранным в органы Верховного Совета Приднестрвской Молдавской Республики и его Палат;

б) предлагать вопросы для рассмотрения Верховным Советом, соответствующей Палатой, комитетом, комиссией;

в) вносить предложения и замечания по повестке дня заседания Верховного Совета, соответсьвующей Палаты, комитета и комиссии;

г) вносить проекты постановлений, иных актов, поправки к ним;

д) вносить предложения и поправки к проектам законов и иных законодательных актов, а также предложения по порядку голосования;

е) высказывать мнение по персональному составу органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Верховным Советом или соответствующей Палатой ;

ж) обращаться с запросами, принимать участие в прениях, задавать вопросы докладчикам, председательствующему на заседании, требовать ответа на запрос;

з) выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;

и) ставить вопрос о недоверии составу органов, образованных Верховным Советом и его Палатами;

к) ставить вопрос о недоверии членам Правительства Приднестровской Молдавской Республики, если предложение поддержала одна треть от установленного Конституцией Приднестровской Молдавской Республики числа народных депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики;

л) ставить вопрос о недоверии должностным лицам, избранным, назначенным или утвержденным Верховным Советом;

м) ставить вопрос о проверке деятельности предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории республики, в отношении которых имеются данные о нарушении ими действующего законодательства;

н) передавать председательствующему на заседании Верховного Совета, соответствующей Палаты текст своего выступления, особого мнения, заявления, предложения и замечания по вопросам, рассматриваемым Верховным Советом, соответствующей Палатой для включения в протокол и стенографический отчет заседания;

о) оглашать на заседаниях Верховного Совета, соответствующих Палат, комитетов и комиссий, по предварительному согласию председательствующего, тексты обращений, заявлений, резолюций, петиций граждан или их объединений, если они имеют общественное значение;

п) проявлять инициативу и вносить предложения о заслушивании на заседаниях Верховного Совета отчетов или информации любого органа или должностного лица, подотчетного или подконтрольного Верховному Совету;

р) знакомиться с текстами стенограмм заседаний Верховного Совета, соответствующей Палаты до опубликования, а также получать на руки тексты своих выступлений, не подлежащих опубликованию;

с) не давать показаний относительно лиц, которые доверили ему как депутату какие - либо факты, а равно о самих таких фактах. Поскольку дело касается такого отказа в даче показаний, не допускается наложение ареста на бумаги.

Предложения и замечания, внесенные народным депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики на заседаниях Верховного Совета, соответствующей Палаты, рассматриваются и учитываются при доработке и принятии законопроектов и постановлений.

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, не согласный с решением Верховного Совета, соответствующей Палаты, комитета, комиссии, имеет право на изложение своего особого мнения на заседании.

Порядок реализации прав, указанных в настоящей статье, устанавливается настоящим Законом, Регламентом Верховного Совета и другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.

Депутат Палаты Представителей и депутат Палаты Законодателей принимают личное участие в заседании Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики , Палаты, депутатами которой они являются, комитета, комиссии, членами которых они являются.

При невозможности присутствовать на заседании Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, соответствующих Палаты, комитета, комиссии по уважительной причине депутат заблаговременно информирует об этом соответственно Председателя Верховного Совета, председателя Палаты, председателя комитета, комиссии.

Депутат Палаты Представителей вправе присутствовать на заседаниях Палаты Законодателей с правом совещательного голоса.

Депутат Палаты Законодателей вправе присутствовать на заседаниях Палаты Представителей с правом совещательного голоса.

     Статья 14. Права и обязанности народных депутатов Верховного
                Совета на территории Приднестровской Модавской
                Республики

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики имеет право :

а) принимать участие в рассмотрении в органах государственной власти любых вопросов, затрагивающих интересы граждан и организаций ;

б) обращаться в государственные органы и органы объединений граждан, учреждения , организации и предприятия всех форм собственности , к должностным лицам по вопросам своей депутатской деятельности;

в) посещать любые государственные органы и органы объединений граждан, учреждения, организации и предприятия всех форм собственности по вопросам своей депутатской деятельности в любое время суток;

г) проверять по собственной инициативе с привлечением при необходимости представителей государственных органов и объединений граждан сведения о нарушениях закона, охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций ;

д) требовать от соответствующих органов и должностных лиц прекращения нарушений закона, охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций всех форм собственности;

е) получать полную и достоверную информацию по вопросам, связанным с осуществлением депутатских полномочий , от всех государственных органов и органов объединений граждан, учреждений, организаций , предприятий всех форм собственности, должностных лиц;

ж) проводить собрания избирателей округа, встречи с избирателями, трудовыми коллективами, объединениями граждан;

з) принимать участие в заседаниях объединений народных депутатов, избирателей, органов общественного самоуправления, собраниях трудовых коллективов, граждан по месту жительства, военнослужащих в воинских частях.


    Статья 15. Депутатский запрос


Депутатский запрос - это требование народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, которое оглашается на заседании Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики или на заседаниях его Палат , к подконтрольным и подотчетным ему органам и должностным лицам , дать официальное разъяснение по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Депутатский запрос вносится депутатом или группой депутатов на сессии Верховного Совета или заседании Палат к Президенту Приднестровской Молдавской Республики, Председателю Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, Председателю соответствующей Палаты Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, Правительству Приднестровской Молдавской Республики, руководителям органов, назначенных Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики, по фактам нарушений или неисполнения Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики, постановлений и иных нормативных актов , принятых высшими органами власти и управления Приднестровской Молдавской Республики, а также имеющим общегосударственный характер , в соответствии с Регламентом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

Запрос вносится в письменной форме Председателю Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики или Председателю соответствующей Палаты Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать ответ на него в устной (на заседании Верховного Совета, соответствующей Палаты Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики) или письменной форме не позднее чем через 10 дней со дня его получения или в иной, установленный Верховным Советом или Палатой срок.

Запрос, внесенный в письменной форме, и письменный ответ на запрос оглашаются председательствующим на заседании Верховного Совета или Палаты, или доводятся до сведения депутатов данной Палаты иным путем.

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики вправе дать оценку ответа на свой депутатский запрос. В этом случае может быть проведено обсуждение, если при рассмотрении вопроса в Палате на этом настаивает не менее одной трети части народных депутатов соответствующей Палаты Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, а на совместном заседании Палат Верховного Совета - не менее одной трети от установленного Конституцией Приднестровской Молдавской Республики числа народных депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

При обсуждении ответа на запрос на заседании должны присутствовать должностные лица, к которым обращен запрос.

По результатам рассмотрения депутатского запроса Верховный Совет или Палата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики принимает соответствующее Постановление.

     Статья 16. Обращение народного депутата Верховного Совета
                Приднестровской Молдавской Республики с вопросом к члену
                Правительства Приднестровской Молдавской Республики,
                руководителю республиканского органа исполнительной
                власти, руководителю органа, назначенному, избранному
                или утвержденному Верховным Советом  Приднестровской
                Молдавской Республики,  на  совместном или раздельном
                заседаниях Палат  Верховного Совета Приднестровской
                Молдавской Республики

Депутат, группа народных депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики вправе обращаться с вопросом к руководителю органа, назначенному, избранному или утвержденному Верховным Советом к любому члену Правительства Приднестровской Молдавской Республики и руководителю республиканского органа исполнительной власти на совместном или раздельных заседаниях Палат.

В порядке работы Верховного Совета и его Палат предусматривается время для обращения народных депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики с вопросами к руководителям органа, назначенным, ибранным или утвержденным Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики, членам Правительства Приднестровской Молдавской Республики и руководителям республиканских органов исполнительной власти и ответов на них.

Вопрос в письменной форме заблаговременно передается депутатом, группой депутатов Председателю Верховного Совета и Председателям Палат, что является основанием для приглашения соответствующего члена Правительства Приднестровской Молдавской Республики, руководителя республиканского органа исполнительной власти, руководителя органа, назначенного, избранного или утвержденного Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.

В случае, если приглашенный член Правительства Приднестровской Молдавской Республики, руководитель республиканского органа исполнительной власти, руководитель органа, назначенный, избранный или утвержденный Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики, не имеет возможности прибыть на заседание, он в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ члена Правительства Приднестровской Молдавской Республики, руководителя республиканского органа исполнительной власти, руководителя органа, назначенного, избранного или утвержденного Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики, доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании

     Статья 17. Право народного депутата Верховного Совета
                Приднестровской Молдавской Республики на
                безотлагательный прием должностными лицами

По вопросам своей депутатской деятельности народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Приднестровской Молдавской Республики органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных сил Приднестровской Молдавской Республики, других войск и воинских формирований Министерства государственной безопасности и Министерства внутренних дел.

     Статья 18. Право народного депутата Верховного Совета
                Приднестровской  Молдавской Республики на получение и
                распространение информации

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики в установленном порядке и сроки обеспечивается документами, принятыми Верховным Советом, Палатами Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, а также документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Аппаратом Президента и Правительства Приднестровской Молдавской Республики, Верховным и Арбитражным судом Приднестровской Молдавской Республики, иными государственными органами и общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.

При обращении народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, в учреждения, организации и предприятия всех форм собственнсти должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с их депутатской деятельностью, консультациями специалистов, безотлагательно предоставляют им необходимую информацию и документацию независимо от степени их секретности в соответствии с законодательством о государственной тайне.

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации. При этом материалы, представляемые народным депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики по поручению Верховного Совета, соответствующих Палат, комитетов и комиссий, подлежат обязательному опубликованию или распространению через государственные средства массовой информации в срок, согласованный с депутатом, но не позднее семи дней после обращения. Редактирование представленных народным депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики материалов без его согласия не допускается.

     Статья 19. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений
                народного депутата Верховного Совета Приднестровской
                Молдавской Республики. Недопустимость вмешательства
                народного депутата в деятельность органов дознания,
                следователей и судов

Все органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, а также предприятия, учреждения и организации, должностные лица, к которым обратился народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, обязаны дать депутату ответ на его обращение в установленный срок или предоставить запрашиваемые им документы или сведения безотлагательно.

В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительной проверки или дополнительного изучения каких-либо вопросов руководители органов и должностные лица, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны сообщить об этом депутату в трехдневный срок со дня получения обращения депутата. Окончательный ответ в этих случаях представляется депутату не позднее 15 дней со дня получения обращения депутата.

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных ими в обращении вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.

Вмешательство народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики в деятельность органов дознания, следователей и судов не допускается.

     Статья 20. Непреложность полномочий народного депутата Верховного
                Совета Приднестровской Молдавской Республики

Никто не вправе ограничивать полномочия народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, за исключением, предусмотренных Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и настоящим Законом.

При введении чрезвычайного или военного положения гражданские права и депутатские полномочия народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики не ограничиваются.

Государство гарантирует народному депутату необходимые условия для эффективного осуществления им депутатских полномочий.

Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики и его органы, Правительство Приднестровской Молдавской Республики, учреждения, организации и предприятия всех форм собственности обеспечивают условия для исполнения народным депутатом его полномочий, а объединения граждан, их органы оказывают ему в этом содействие.

     Статья 21. Неприкосновенность народного депутата Верховного Совета
                Приднестровской Молдавской Республики

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законами Приднестровской Молдавской Республики для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещения, собственность, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, убеждение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены нарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством.

Народный депутат Верховного Совета Приднестрвской Молдавской Республики по истечении срока полномочий может быть привлечен к ответственности по предъявленному ему обвинению в нарушении закона, имевшему место в период исполнения депутатских полномочий, лишь в порядке, предусмотренном законодательством в отношении народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

Уголовное дело в отношении народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики может быть возбуждено только Прокурором Приднестровской Молдавской Республики. Такое дело подлежит рассмотрению Верховным судом Приднестровской Молдавской Республики.

     Статья 22. Право народного депутата Верховного Совета
                Приднестровской Молдавской Республики на отказ от дачи
                свидетельских показаний

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением им депутатских обязанностей.

     Статья 23. Порядок получения согласия на лишение народного
                депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской
                Республики неприкосновенности и информирование Палат о
                результатах производства по уголовному делу

Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Прокурора Приднестровской Молдавской Республики Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.

Для получения согласия на привлечение к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск народного депутата Приднестровской Молдавской Республики Прокурор Приднестровской Молдавской Республики вносит в Верховный Совет представление и материалы, подтверждающие его обоснованность.

Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения представления Прокурора Приднестровской Молдавской Республики рассматривает это представление в порядке, установленном Регламентом Верховного Совета, принимает по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Прокурора Приднестровской Молдавской Республики. При необходимости от Прокурора Приднестровской Молдавской Республики могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса в Верховном Совете вправе участвовать народный депутат, в отношении которого внесено представление.

О прекращении уголовного дела, либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении народного депутата Приднестровской Молдавской Республики, орган дознания, следователь либо суд в трехдневный срок сообщают Верховному Совету Приднестровской Молдавской Республики.

     Статья 24. Охрана здоровья и государственное страхование народного
                депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской
                Республики

Жизнь и здоровье народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики подлежат обязательному государственному страхованию за счет государственного бюджета на сумму 20-летнего денежного вознаграждения депутата Палаты Законодателей.

Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

а) гибели (смерти) депутата, если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения его здоровья в связи с осуществлением им депутатских полномочий;

б) причинения депутату в связи с осуществлением им депутатских полномочий увечья или иного повреждения здоровья, как не повлекших стойкой утраты трудоспособности, так и повлекших стойкую утрату трудоспособности.

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики имеет право на санаторно-курортное лечение и 25% оплату стоимости путевки на несовершеннолетних детей, а также бесплатный проезд к месту лечения и обратно в лечебные здравницы СНГ.

     Статья 25. Компенсация за причиненное народному депутату
                Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики
                увечье или иное повреждение здоровья, повлекшее стойкую
                утрату трудоспособности

В случае причинения народному депутату Верховного Совета Приднестрвской Молдавской Республики в связи с осуществлением им депутатских полномочий увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением на момент выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.

     Статья 26. Освобождение народного депутата Верховного Совета
                Приднестровской Молдавской Республики от призыва на
                военную службу и на военные сборы

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики освобождается на срок полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы.

     Статья 27. Гарантии трудовых прав депутата Палаты Представителей
                и депутата Палаты Законодателей

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики в период своих полномочий, а также в течение двух лет после их окончания не может быть по инициативе администрации уволен с работы, исключен из колхоза, иного кооператива, учебного заведения или переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу (понижен в должности) без согласия Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

Срок полномочий депутата Палаты Законодателей, а также депутата Палаты Представителей, избранного в руководящие органы Верховного Совета, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, выслугу лет или срок службы, стаж работы по специальности, стаж работы, дающий право на установление процентных надбавок к заработной плате и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет( за стаж работы по специальности на данном предприятии), процентной надбавки за выслугу лет, выплату вознаграждения по итогам работы; право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если депутат был избран с должности или профессии, предусматривающей эту льготу и распространяется также на сроки для присвоения воинских и специальных званий. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.

Депутату Палаты Законодателей, а также депутату Палаты Представителей, избранному в руководящие органы Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а с его согласия при ее отсутствии, другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или, с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.

Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Палаты Законодателей, по окончании срока депутатских полномочий вправе продолжить военную службу (службу в органах внутренних дел, органах прокуратуры) или досрочно уволиться с военной службы (службы в органах внутренних дел, органах прокуратуры). По окончании депутатских полномочий им предоставляется прежняя должность, или с их согласия, другая должность по прежнему, либо, с их согласия, иному месту службы.

За депутатом Палаты Законодателей и депутатом Палаты Представителей, избранным в руководящие органы Верховного Совета, сохраняется его доля собственности, установленная для работающих, в случае изменения формы собственности предприятия.

С работником, принятым в порядке замещения на должность, которую занимал депутат, заключается срочный трудовой договор,этот договор расторгается при возвращении депутата на работу.

Супруге (супругу) депутата Палаты Законодателей , уволенной (уволенному) в связи с переездом депутата для выполнения депутатских полномочий в Палате Законодателей , перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняются: место работы (службы), стаж работы (службы) по специальности, стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений, организаций за год, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если это лицо на момент переезда занимало должность, работало по профессии либо работало (служило) в местности, которые предусматривают предоставление данной льготы.

     Статья 28. Освобождение депутата Палаты  Представителей от
                выполнения производственных или служебных обязанностей
                на время осуществления депутатской деятельности

Освобождение депутата Палаты Представителей от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности производится на основании официального уведомления о вызове в Палату Представителей. При этом требование каких-либо других документов не допускается.

На депутатов Палаты Представителей, освобожденных от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности, распространяются гарантии трудовых прав депутата Палаты Законодателей , установленные статьей 27 настоящего закона.

     Статья 29. Обеспечение материально-финансовых условий для
                осуществления депутатом Палаты Представителей его
                полномочий

Депутату Палаты Представителей, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности в Палате Представителей или в его органах, а также на время его работы с избирателями, за это время выплачивается по его выбору средний заработок по основному месту работы либо денежное вознаграждение депутата Палаты Представителей, размер которого определяется исходя из денежного вознаграждения депутата Палаты Законодателей.

Депутату Палаты Представителей возмещаются связанные с проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением им депутатской деятельности расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения и суточные (кроме случаев проживания на служебной или нанимаемой жилой площади).

     Статья 30. Права депутата Палаты Законодателей в случае роспуска
                Верховного Совета, а также депутата Палаты
                Представителей, избранного в руководящие органы
                Верховного Совета

В случае досрочного роспуска или самороспуска Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики депутату Палаты Законодателей, а также депутату Палаты Представителей, избранному в руководящие органы Верховного Совета, выплачивается пособие в размере двенадцати основных заработных плат и сохраняется непрерывный трудовой стаж до нового трудоустройства, но в течение не более чем трех месяцев.

Депутату Палаты Законодателей, а также депутату Палаты Представителей, избранному в руководящие органы Верховного Совета и проживающим совместно с ним членам его семьи, находящимся на день роспуска Верховного Совета вне своего постоянного места жительства, обеспечиваются бесплатный проезд и бесплатный провоз принадлежащего им имущества к постоянному месту жительства депутата.

Депутату Палаты Законодателей, а также депутату Палаты Представителей, избранному в руководящие органы Верховного Совета, имеющему трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия которого прекращены в связи с роспуском Верховного Совета, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Приднестровской Молдавской Республики пенсионного возраста. При этом размер пенсии не может составлять менее 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения данного депутата. Выплата государственной пенсии в этом случае производится за счет средств Пенсионного фонда Приднестровской Молдавской Республики.

     Статья 31. Обеспечение  материально-финансовых условий для
                осуществления депутатом Палаты Законодателей его
                полномочий

Депутаты Палаты Законодателей получают ежемесячное денежное вознаграждение, которое состоит из должностного оклада и надбавок к нему.

Размер должностного оклада и надбавок к нему устанавливается Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.

Ежемесячное денежное вознаграждение депутата Палаты Законодателей выплачивается ему со дня избрания, но не ранее даты увольнения с предыдущего места работы или временного приостановления его службы, а средства по возмещению расходов, связанных с депутатской деятельностью, - со дня его избрания.

Депутату Палаты Законодателей возмещаются связанные с проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением им депутатской деятельности расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения.

При использовании депутатом Палаты Законодателей личного автотранспорта( либо автотранспорта по доверенности - транспорта частных владельцев) в связи с исполнением депутатских обязанностей ему выплачивается компенсация в установленном порядке.

Депутату Палаты Законодателей и членам его семьи оплачиваются расходы, связанные с переездом в город Тирасполь для выполнения депутатом его полномочий, а также расходы, связанные с переездом к постоянному месту жительства депутата с членами его семьи в связи с прекращением его депутатских полномочий.

     Статья 32. Обеспечение материально-финансовых условий для
                осуществления Председателем Верховного Совета, Первым
                Заместителем Председателя Верховного Совета,
                Председателем Палаты Представителей и Палаты
                Законодателей своих полномочий

Председателю Верховного Совета, Первому Заместителю Председателя Верховного Совета, Председателю Палаты Представителей и Палаты Законодателей размер ежемесячного оклада и надбавки к нему устанавливается Верховным Советом.

Председателю Верховного Совета, Председателю Палаты Представителей и Палаты Законодателя, а также членам их семей оплачиваются расходы, связанные с переездом в город Тирасполь для выполнения своих полномочий, а также расходы, связанные с переездом к постоянному месту жительства в связи с прекращением его депутатских полномочий.

     Статья 33. Ежегодный оплачиваемый отпуск народного депутата
                Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики

Народному депутату Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 45 календарных дней с выплатой пособия на лечение в размере установленном Положением об оплате труда.

В случаях, предусмотренных действующим законодательством, депутату предоставляется отпуск продолжительностью, превышающей продолжительность, установленную в части первой настоящей статьи.

     Статья 34. Предоставление народному депутату Верховного Совета
                Приднестровской Молдавской Республики служебного
                помещения

Депутату Палаты Законодателей , а также депутату Палаты Представителей, избранному в руководящие органы Верховного Совета, для осуществления депутатской деятельности в здании размещения Палаты предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи, в том числе правительственной.

     Статья 35. Использование народным депутатом Верховного Совета
                Приднестровской Молдавской Республики средств связи

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики в связи с осуществлением им депутатских полномочий имеет право пользоваться правительственной и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия (в том числе гостиницы), учреждения, организации на территории Приднестровской Молдавской Республики.

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики пользуется правом внеочередного получения услуг связи, бесплатной внеочередной установки служебного и квартирного телефона, освобождение от абонентной платы.

Все виды почтовых и телеграфных отправлений народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики в связи с осуществлением им депутатских полномочий пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.

Расходы народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики по использованию средств связи предприятий, учреждений, организаций и домашнего телефона в связи с осуществлением депутатской деятельности возмещаются за счет государственного бюджета в порядке, определенном статьей 39 настоящего закона.

     Статья 36. Право народного депутата Верховного Совета
                Приднестровской Молдавской Республики на бесплатный
                проезд

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики на территории Приднестровской Молдавской Республики имеет право бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом с предоставлением места и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, а также право внеочередного приобретения проездных документов. Это право распространяется также на лицо, которое сопровождает депутата - инвалида I группы.

Бесплатный проезд депутата на всех видах городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, и в пригородных поездах осуществляется по предъявлении удостоверения народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики, местные органы власти и самоуправления, предприятия, учреждения и организации обязаны предоставлять народному депутату Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики транспорт для поездок при выполнении депутатских обязанностей.

     Статья 37. Право народного депутата Верховного Совета
                Приднестровской Молдавской Республики на внеочередное
                поселение в гостинице

Администрации государственных и муниципальных гостиниц обязаны в течение часа предоставлять народному депутату Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики отдельный номер с телефоном. Право на внеочередное поселение в гостинице распространяется на лицо, сопровождающее депутата - инвалида I группы.

     Статья 38. Предоставление народному депутату Верховного Совета
                Приднестровской Молдавской Республики служебной жилой
                площади

Депутату Палаты Законодателей, не имеющему в городе Тирасполе жилой площади, предоставляется служебная жилая площадь в течение трехмесячного срока для проживания с членами семьи, которую он обязан освободить не позднее трех месяцев со дня прекращения его депутатских полномочий.

На период до получения служебной жилой площади семье депутата (депутату) Палаты Законодателей, а также семье депутата (депутату) Палаты Представителей, избранного в руководящие органы Верховного Совета, возмещаются расходы по найму жилого помещения.

За депутатом сохраняется право получения жилья в порядке очереди по месту прежней работы до избрания его депутатом.

Занимаемая депутатом и членами его семьи жилая площадь по постоянному месту жительства бронируется на время его отсутствия в связи с осуществлением депутатских полномочий.

Депутату Палаты Представителей, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности, служебная жилая площадь предоставляется в порядке, установленном частями первой и третьей настоящей статьи.

     Статья 39. Возмещение расходов, связанных с материальным
                обеспечением деятельности народного депутата Верховного
                Совета Приднестровской  Молдавской Республики

Расходы органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, оплачиваются за счет государственного бюджета путем перечисления средств на счета соответствующих организаций с последующим их отнесением через Управление финансов Приднестровской Молдавской Республики на смету расходов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

     Статья 40. Помощники народного депутата Верховного Совета
                Приднестровской Молдавской Республики

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики вправе иметь помощников-секретарей, состоящих в штате Палаты, по работе в данной Палате и в своем избирательном округе.

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики вправе также иметь помощников, работающих на общественных началах.

Помощникам депутата, работающим как на общественных началах, так и по трудовому договору (контракту), выдается удостоверение единого образца.

Условия и порядок работы помощников-секретарей народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики регулируется Кодексом законов о труде Приднестровской Молдавской Республики и положением о помощниках-секретарях, которое утверждается Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики.

     ГЛАВА III. О ПОРЯДКЕ ОТЗЫВА НАРОДНОГО ДЕПУТАТА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
                ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
     Статья 41. Основания отзыва народного депутата Верховного Совета
                Приднестровской Молдавской Республики

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, не оправдавший доверия избирателей, выразившееся в невыполнении депутатских обязанностей или нарушении Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики, может быть отозван по решению большинства избирателей округа.

     Статья 42. Предложения об отзыве народного депутата Верховного
                Совета Приднестровской Молдавской Республики

Предложению об отзыве народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики должна предшествовать встреча депутата с избирателями, на которой до депутата доводятся основания для отзыва и депутату предоставляется возможность опровержения этих оснований.

Предложение об отзыве народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики может быть внесено избирателями избирательного округа на собраниях по месту жительства, сходах граждан, а также на общих собраниях (конференциях), собраниях уполномоченных трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, колхозов, на собраниях, съездах(конференциях) объединений граждан, которые выдвинули кандидата в народные депутаты Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

Порядок и условия проведения сходов, собраний, съездов, конференций сохраняется как при выдвижении кандидатов в народные депутаты , предусмотренные Законом Приднестровской Молдавской Республики " О выборах народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики".

Предложение об отзыве народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики оформляется протоколом, в котором указывается дата, время и место проведения схода, собрания, съезда, конференции, число участников, число голосов, поданных "за" и "против" отзыва депутата.

Протокол и списки присутствовавших на сходе граждан, съезде (конференции), собрании за подписью председателя и секретаря схода, съезда (конференции), собрания, подаются в окружную избирательную комиссию по выборам народных депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

Окружная избирательная комиссия в недельный срок уведомляет о поступивших предложениях об отзыве народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Центральную избирательную комиссию и Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики.

Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики рассматривает представленные материалы и передает их в Мандатную комиссию.

Мандатная комиссия подготавливает заключение по вопросу, связанному с отзывом народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики и представляет его на рассмотрение Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики в двухнедельный срок обязан принять решение об обоснованности или необоснованности предложений об отзыве. В случае признания обоснованности предложений об отзыве Верховный Совет Приднестрвской Молдавской Республики в двухнедельный срок со дня принятия решения о признании обоснованности предложений граждан, трудовых коллективов предприятий, организаций или объединений граждан об отзыве принимает решение о начале кампании по отзыву депутата, публикуя свое решение в печати. В случае признания предложений об отзыве необоснованными Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики в недельный срок информирует об этом избирателей по месту жительства депутата, трудовые коллективы, объединения граждан и публикует сообщение об этом в печати.

     Статья 43. Гарантии прав народного депутата Верховного Совета
                Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении
                предложений о его отзыве

Верховный Совет в недельный срок уведомляет народного депутата о поступивших предложениях об отзыве, а также о порядке его рассмотрения.

Народному депутату Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики в обязательном порядке представляются копии протоколов собраний избирателей по месту жительства, сходов граждан, собраний (конференций), собраний уполномоченных трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, колхозов, а также решений собраний, съездов ( конференций) объединений граждан с точным указанием конкретных лиц, выступивших инициатором отзыва, и мотивов отзыва.

Народный депутат Приднестровской Молдавской Республики вправе представить в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики письменное заявление, а также выступать на собраниях, сходах, конференциях избирателей. Ему гарантируется право выступления во всех средствах массовой информации по поводу обстоятельств, послуживших основанием для предложений об отзыве.

В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для внесения предложений об отзыве депутата, являются предметом судебного разбирательства, то до вынесения по нему судом окончательного решения Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики, Центральная избирательная комиссия вправе приостановить рассмотрение предложений об отзыве.

Граждане, представившие ложную информацию, послужившую поводом для постановки вопроса об отзыве депутата, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

     Статья 44. Назначение голосования по вопросу отзыва народного
                депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской
                Республики

Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики направляет решение о возбуждении вопроса об отзыве народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики в Центральную избирательную комиссию по выборам народных депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, которая проверяет законность порядка возбуждения отзыва и назначает, в случае отсутствия нарушений, голосование по вопросу об отзыве.

     Статья 45. Агитация "за" и "против" отзыва народного депутата
                Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики

После назначения Центральной избирательной комиссией по выборам народных депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики даты проведения голосования по вопросу отзыва народного депутата всем гражданам и коллективам граждан гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения вопросов, связанных с отзывом народного депутата, а также предоставляется право беспрепятственной агитации "за" или "против" отзыва депутата на собраниях избирателей и во всех средствах массовой информации.

Народному депутату Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, в отношении которого возбужден вопрос об отзыве, а также его доверенным лицам предоставляется право свободной агитации на собраниях, сходах и конференциях избирателей, а также использовать для этого все средства массовой информации.

     Статья 46. Организация работы по отзыву народного депутата
                Верховного Совета Приднестровской Молдавской
                Республики

Организация работы по отзыву депутата возлагается на Центральную избирательную комиссию.

Образование и деятельность комиссий для проведения голосования об отзыве, составление списков избирателей, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом "О выборах народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики ".


    Статья 47. Бюллетень для голосования


В бюллетене для голосования по вопросу отзыва указывается фамилия, имя, отчество , год рождения и партийность депутата.

Бюллетень для голосования об отзыве печатается на языках, которыми пользуются избиратели соответствующего округа (участка).


    Статья 48. Голосование и установление его результатов


Голосование по вопросу отзыва народного депутата Приднестровской Молдавской Республики является тайным. Его организация проводится в соответствии с Законом "О выборах народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики".

Избиратель оставляет в бюллетене фамилию депутата, если голосует за сохранение его полномочий или вычеркивает, если голосует за его отзыв.

Отозванным считается депутат, если за его отзыв проголосовало больше половины избирателей, внесенных в списки для голосования.

Отзыв считается отклоненным, если за отзыв проголосовало меньше половины избирателей, внесенных в списки для голосования, если в голосовании приняло участие меньше половины избирателей, внесенных в списки для голосования, а также в случае равенства голосов, поданных "за" и "против".

Окружная избирательная комиссия может признать результаты голосования по отдельным участкам недействительными из-за допущенных нарушений закона.

Результаты голосования устанавливаются на заседании окружной избирательной комиссии, заносятся в протокол и направляются в Центральную избирательную комиссию по выборам народных депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, которая на основании поступившего к ней протокола регистрирует результаты голосования.

В случае установления нарушений закона и признания результатов голосования недействительными, Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики назначает повторное голосование, которое проводится не позднее, чем в двухнедельный срок.


    Статья 49. Расходы, связанные с проведением голосования


Расходы, связанные с проведением и подготовкой голосования по вопросу отзыва народного депутата, осуществляются за счет государственного бюджета.

Учреждения, организации, предприятия всех форм собственности, государственные и общественные органы предоставляют в распоряжение соответствующих комиссий помещение и оборудование, необходимое для подготовки и проведения голосования.

Народный депутат Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, в отношении которого возбужден вопрос об отзыве, а также его доверенные лица на время проведения встреч с избирателями по их заявлению освобождаются от работы с возмещением расходов за счет государства.

     ГЛАВА IY. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО
               ЗАКОНА
     Статья 50. Ответственность за невыполнение законных требований
                народного депутата Верховного Совета Приднестровской
                Молдавской Республики

Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий всех форм собственности, общественных объединений законных требований народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики либо создание ему препятствий в осуществлении депутатской деятельности, а равно предоставление ему заведомо ложной информации или несоблюдение установленных настоящим Законом сроков и порядка предоставления информации и ответов на запросы и обращения народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики влекут административную, уголовную и иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

     Статья 51. Ответственность за неправомерное воздействие на
                народного депутата Верховного Совета Приднестровской
                Молдавской Республики, членов его семьи и других его
                родственников

Неправомерное воздействие на народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики , членов его семьи и других его родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях прекращения депутатской деятельности или изменения ее характера, влечет уголовную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

     Статья 52. Ответственность за посягательство на честь и достоинство
                народного депутата Верховного Совета Приднестровской
                Молдавской Республики

Оскорбление народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, в том числе при исполнении им депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении народного депутата и членов его семьи либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влекут административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

     Статья 53. Ответственность за нарушение неприкосновенности
                народного депутата Верховного Совета Приднестровской
                Молдавской Республики

Нарушение положений настоящего Закона, регулирующих вопросы депутатской неприкосновенности, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.


И. СМИРНОВ
ПРЕЗИДЕНТ
г. Тирасполь
19 марта 1996 года