Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики
О поправках ко второму чтению проекта закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов»
В соответствии со статьями 72 и 76-6 Конституции Приднестровской Молдавской Республики:
1. Направить поправки ко второму чтению проекта закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов» (папка № 493 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Коршуновым А.В., на рассмотрение в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики (прилагается).
2. Назначить официальными представителями Правительства Приднестровской Молдавской Республики при рассмотрении данных поправок в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Шевченко А.А., первого заместителя министра юстиции Приднестровской Молдавской Республики Жука В.В., начальника Службы государственного надзора Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики Ильяшенко Н.А.
Председатель Правительства
|
|
Приднестровской Молдавской Республики
|
А. Мартынов
|
г. Тирасполь
30 мая 2017 г.
№ 453р
Пояснительная записка
к поправкам ко второму чтению проекта закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов»
а) Настоящие поправки ко второму чтению проекта закона «О внесении изменений в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов» разработаны в целях уточнения объектов, подпадающих под строительную амнистию, введенную в действие Законом Приднестровской Молдавской Республики от 10 мая 2016 года № 120-З-VI «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов» (САЗ 16-19) (далее - Закон «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов»).
В практике государственных администраций городов и районов, уполномоченных на основании части четвертой пункта 6 статьи 1 Закона «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов» принимать решение о принятии и вводе в эксплуатацию объекта строительной амнистии либо о даче мотивированного отказа, возникают следующие вопросы, связанные с применением строительной амнистии, по следующим направлениям:
1) относятся ли к объектам строительной амнистии одноэтажные жилые дома без цокольного этажа, подвала и (или) мансардного этажа;
2) являются ли объектами строительной амнистии одноэтажные жилые дома одновременно с цокольным этажом, подвалом и (или) мансардным этажом, либо с одним из перечисленных условий (цоколь, подвал и мансардный этаж);
3) какие объекты недвижимости являются служебно-хозяйственными строениями, выполняющими вспомогательные функции для ведения домашнего хозяйства;
4) могут ли служебно-хозяйственные строения, выполняющие вспомогательные функции для ведения домашнего хозяйства, быть пристройкой к жилому дому и, соответственно, быть признанными реконструкцией жилого дома.
Согласно подпункту а) части первой пункта 4 статьи 1 Закона «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов» строительная амнистия проводится в отношении одноэтажных жилых домов с цокольным этажом, подвалом и (или) мансардным этажом.
Следует отметить, что при разработке концепции строительной амнистии учитывалась необходимость охвата максимального количества объектов строительной амнистии. В связи с этим, при определении такого объекта строительной амнистии как «одноэтажные жилые дома с цокольным этажом, подвалом и (или) мансардным этажом» использовались союзы «и (или)», которые указывают на то, что объектом строительной амнистии могут быть одноэтажные жилые дома как с одним из перечисленных признаков, так и с несколькими или со всеми из них. Также предполагалось, что объектами строительной амнистии могут выступать и одноэтажные жилые дома без указанных признаков. Однако принятая формулировка нормы подпункта а) части первой пункта 4 статьи 1 Закона «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов» действительно допускает неоднозначное понимание в вопросе о том, относятся ли к объектам строительной амнистии одноэтажные жилые дома без цокольного этажа, подвала и (или) мансардного этажа.
В целях устранения отмеченного недостатка формулировки, используемой в Законе, поправками предлагается изложить подпункт а) части первой пункта 4 статьи 1 Закона «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов» в новой редакции, согласно которой строительная амнистия распространяется на одноэтажные одноквартирные жилые дома. При этом, поскольку цокольный этаж, мансардный этаж, подвал могут присутствовать как в одноэтажных жилых домах, так и в одноквартирных жилых домах высотой более одного этажа, на которые также распространяется строительная амнистия, поправками предлагается установить, что объекты строительной амнистии, указанные в подпунктах а), б) части первой пункта 4 статьи 1 Закона «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов», могут иметь цокольный этаж, мансардный этаж, подвал. Используемая в данном случае формулировка «могут иметь» указывает на то, что для объекта строительной амнистии наличие указанных признаков не является обязательным, в то же время при наличии данных признаков, одного из них или нескольких из них, жилой дом будет являться объектом строительной амнистии.
С принятием настоящих поправок выявленная государственными администрациями неопределенность в понимании объектов строительной амнистии будет устранена.
По вопросу о том, какие объекты недвижимости являются служебно-хозяйственными строениями, выполняющими вспомогательные функции для ведения домашнего хозяйства, необходимо отметить, что на уровне законодательного акта привести исчерпывающий перечень данных объектов не представляется возможным. В то же время на подзаконном уровне отсутствует определение понятия «служебно-хозяйственные строения, выполняющие вспомогательные функции для ведения домашнего хозяйства».
Следует также обратить внимание, что согласно подпунктам г), д) части первой пункта 4 статьи 1 Закона «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов» строительная амнистия распространяется также на индивидуальные гаражи, не отвечающие признакам временных строений, и хозяйственно-бытовые сооружения, определение которых в законодательстве Приднестровской Молдавской Республики также отсутствует. При этом на уровне подзаконных правовых актов используется понятие «хозяйственные постройки». В связи с этим, выделение указанных объектов в три самостоятельные группы объектов, на которые распространяется строительная амнистия, представляется нецелесообразным.
В целях соблюдения принципа единства терминологии, применяемой в действующем законодательстве Приднестровской Молдавской Республики, обеспечивающего ее точное понимание, настоящими поправками предлагается вместо объектов, указанных в подпунктах в), г), д) части первой пункта 4 статьи 1 Закона «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов», указать в качестве объекта строительной амнистии хозяйственные постройки, к которым будут относиться вспомогательные объекты недвижимости хозяйственно-бытового назначения.
Также предлагается указать, что под вспомогательными объектами недвижимости хозяйственно-бытового назначения понимаются объекты недвижимости, используемые как для удовлетворения хозяйственных нужд собственников и (или) жильцов дома (содержание скота и птицы, выращивание сельскохозяйственной продукции, хранение хозяйственного и иного инвентаря, транспортных средств, продуктов и т.п.), так и для обеспечения потребностей жизнедеятельности человека (прием и приготовление пищи, личная гигиена и т.п.).
Таким образом, вопрос о применении строительной амнистии к конкретным объектам (сараи, навесы, гаражи, теплицы, подвалы, погребы, колодцы, бани, души, уличные туалеты, вольеры, беседки и другие строения) будет разрешаться, исходя из приведенных в Законе критериев назначения и использования объекта недвижимости.
Кроме того, поправками предлагается вынести в отдельную категорию объектов строительной амнистии пристройки к домам, указанным в подпунктах а), б), в) части первой статьи 1 Закона «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов».
В соответствии с подпунктом г) пункта 5 Положения о порядке проведения технической инвентаризации жилищного фонда, утвержденного Приказом Министерства юстиции Приднестровской Молдавской Республики от 28 декабря 2006 года № 296 «Об утверждении Положения о порядке проведения технической инвентаризации жилищного фонда» (Регистрационный № 3777 от 12 января 2007 года) (САЗ 07-3), пристройкой называется часть строения, расположенная вне контура его капитальных наружных стен, которая является вспомогательной по отношению к строению и имеющая с ним одну (или более) общую капитальную стену. Пристройки в большинстве своем имеют внутреннее сообщение с основным зданием. К ним следует относить: пристроенные кухни, жилые пристройки, сени, тамбуры, веранды и т.п. Все пристройки разделяются на отапливаемые и холодные, общая площадь помещений в отапливаемых пристройках учитывается в составе жилищного фонда.
Принятие настоящих поправок позволит распространить строительную амнистию на пристройки к домам, независимо от отнесения их к хозяйственным строениям. Таким образом, вопрос о том, могут ли служебно-хозяйственные строения, выполняющие вспомогательные функции для ведения домашнего хозяйства, быть пристройкой к жилому дому и, соответственно, быть признанными реконструкцией жилого дома, в контексте применения норм строительной амнистии будет разрешен.
Также поправками предлагается дополнить перечень объектов строительной амнистии домами, расположенными на земельных участках, предоставленных физическим лицам для садоводства (садовые дома, садовые домики, дачи или дома, обозначенные иным образом). Внесение данного изменения обусловлено поступающими обращениями от физических лиц, проживающих на территории садово-огороднических потребительских кооперативов, об оформлении прав на постройки, возведенные на земельных участках, предоставленных для садоводства.
Согласно статье 118 Земельного кодекса Приднестровской Молдавской Республики земельные участки из земель, находящихся в ведении органов государственной власти, могут быть предоставлены садоводческим товариществам (кооперативам) для ведения коллективного садоводства, а также гражданам – для ведения садоводства в индивидуальном порядке; по решению соответствующего органа государственной власти права на земельные участки могут быть приобретены ими. При этом, исходя из данной статьи, земельные участки, предоставленные садоводческим товариществам (кооперативам) для ведения коллективного садоводства на праве аренды, после завершения процесса межевания, могут быть предоставлены как кооперативу (товариществу) на праве долгосрочного пользования, так и отдельным физическим лицам на праве пожизненно наследуемого владения или долгосрочного пользования. Нормами данной статьи также установлено, что предоставленный или приобретенный земельный участок для целей ведения садоводства может использоваться для выращивания плодово-ягодных, огородных культур, домашнего скота и птицы, а также для отдыха, возведения дома и хозяйственных строений и сооружений.
В связи с тем, что концепция строительной амнистии предполагает обязательным условием регистрацию права на землю за физическими лицами, осуществившим самовольное строительство, поправками предлагается распространить действие строительной амнистии на дома, пристройки к домам, хозяйственные постройки, расположенные на земельных участках, предоставленных физическим лицам для садоводства (садовые дома, садовые домики, дачи или дома, обозначенные иным образом).
Также поправками предлагается устранить технические неточности в ссылке на структурный элемент статьи 1 в части третьей пункта 5 статьи 1 Закона «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов»;
б) в данной сфере правового регулирования действует Закон Приднестровской Молдавской Республики от 10 мая 2016 года № 120-З-VI «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов» (САЗ 16-19) с изменениями и дополнениями, внесёнными законами Приднестровской Молдавской Республики от 15 ноября 2016 года № 246-ЗИ-VI (САЗ 16-46), от 30 декабря 2016 года № 320-ЗИД-VI (САЗ 17-1), Постановление Правительства Приднестровской Молдавской от 25 июля 2016 года № 200 «Об утверждении Положения о порядке проведения строительной амнистии на территории Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-30);
в) принятие данных поправок потребует внесения изменений в Постановление Правительства Приднестровской Молдавской от 25 июля 2016 года № 200 «Об утверждении Положения о порядке проведения строительной амнистии на территории Приднестровской Молдавской Республики» (САЗ 16-30);
г) для реализации данных поправок не потребуется разработки каких-либо нормативных правовых актов;
д) принятие данных поправок не требует разработки отдельного акта о вступлении в силу;
е) реализация данного поправок не потребует дополнительных материальных затрат из средств республиканского бюджета.
Министр юстиции
Приднестровской Молдавской Республики А. А. Шевченко
Приложение
к Распоряжению Правительства
Приднестровской Молдавской Республики
от 30 мая 2017 года № 453р
Поправки
ко второму чтению проекта закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов»
Ввиду необходимости уточнения объектов, подпадающих под строительную амнистию, введенную в действие Законом Приднестровской Молдавской Республики от 10 мая 2016 года № 120-З-VI «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов» (САЗ 16-19), Правительство Приднестровской Молдавской Республики предлагает рассмотреть следующие поправки к проекту закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О некоторых дополнительных государственных мерах, направленных на минимизацию негативного воздействия внешних экономических факторов» (папка № 493 (VI)), представленный в качестве законодательной инициативы депутатом Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Коршуновым А.В.:
1. Статью 1 проекта закона дополнить пунктом № _ следующего содержания:
«№_. Пункт 4 статьи 1 изложить в следующей редакции:
«4. Строительная амнистия проводится в отношении следующих объектов:
а) одноэтажные жилые дома;
б) одноквартирные жилые дома высотой более одного этажа;
в) дома, расположенные на земельных участках, предоставленных физическим лицам для садоводства (садовые дома, садовые домики, дачи или дома, обозначенные иным образом);
г) пристройки к домам, указанным в подпунктах «а», «б», «в» настоящей части;
д) хозяйственные постройки, к которым относятся вспомогательные объекты недвижимости хозяйственно-бытового назначения.
Под вспомогательными объектами недвижимости хозяйственно-бытового назначения понимаются объекты недвижимости, используемые как для удовлетворения хозяйственных нужд собственников и (или) жильцов дома (содержание скота и птицы, выращивание сельскохозяйственной продукции, хранение хозяйственного и иного инвентаря, транспортных средств, продуктов и тому подобное), так и для обеспечения потребностей жизнедеятельности человека (прием и приготовление пищи, личная гигиена и тому подобное).
Объекты строительной амнистии, указанные в подпунктах «а», «б», «в» части первой настоящего пункта, могут иметь цокольный этаж, мансардный этаж, подвал.
Объекты, указанные в части первой настоящего пункта, являются объектами строительной амнистии, в случае если объекты завершены строительством, реконструкцией, переоборудованием в нарушение установленного Законом Приднестровской Молдавской Республики об архитектурной деятельности порядка строительства, реконструкции, переоборудования до 1 января 2016 года».
2. Статью 1 проекта закона дополнить пунктом № _ следующего содержания:
«№ _. В части третьей пункта 5 статьи 1 слова «в подпункте «б» пункта 4 настоящей статьи» заменить словами «в подпункте «б» части первой пункта 4 настоящей статьи».