Закон Приднестровской Молдавской Республики
О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Приднестровской Молдавской Республике
Принят Верховным Советом
|
|
Приднестровской Молдавской Республики
|
31 мая 2017 года
|
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон определяет правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Приднестровской Молдавской Республике, а также регулирует отношения между иностранными гражданами и лицами без гражданства, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан и лиц без гражданства в Приднестровской Молдавской Республике.
Настоящий Закон не распространяется на правоотношения, связанные с пребыванием в Приднестровской Молдавской Республике лиц, пользующихся консульскими и дипломатическими иммунитетами и привилегиями, военнослужащих миротворческих сил, оперативной группы российских войск, дислоцирующейся в Приднестровье, и членов их семей, а также представителей Прокуратуры Российской Федерации и иных органов власти Российской Федерации, непосредственно обеспечивающих деятельность военного контингента Российской Федерации в Приднестровье, членов Объединенной контрольной комиссии.
Статья 2. Основные понятия
1. В целях настоящего Закона применяются следующие основные понятия:
а) иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Приднестровской Молдавской Республики и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
б) лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Приднестровской Молдавской Республики и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
в) беженец – физическое лицо, не являющееся гражданином Приднестровской Молдавской Республики, которое в силу вполне обоснованной опасности преследования в стране своей гражданской принадлежности по признаку расы, вероисповедания, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этой страны, или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства, вследствие указанных опасений не может или не желает вернуться в эту страну;
г) миграционная карта – документ, подтверждающий право на временное пребывание на территории Приднестровской Молдавской Республики иностранного гражданина или лица без гражданства, не имеющих разрешения на временное пребывание на территории Приднестровской Молдавской Республики, содержащий сведения об иностранном гражданине или лице без гражданства, въезжающих в Приднестровскую Молдавскую Республику (в том числе следующих транзитом через территорию Приднестровской Молдавской Республики), о сроке их временного пребывания в Приднестровской Молдавской Республике, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина или лица без гражданства в Приднестровской Молдавской Республике;
д) разрешение на временное пребывание – документ установленной формы, выдаваемый исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, являющийся подтверждением права иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать в Приднестровской Молдавской Республике, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина или лица без гражданства в Приднестровской Молдавской Республике;
е) разрешение на временное проживание – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права временно проживать в Приднестровской Молдавской Республике до получения вида на жительство;
ж) вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Приднестровской Молдавской Республике, а также их права на свободный выезд из Приднестровской Молдавской Республики и въезд в Приднестровскую Молдавскую Республику. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность;
з) законно находящийся в Приднестровской Молдавской Республике иностранный гражданин, лицо без гражданства – лицо, имеющее действительные вид на жительство либо разрешение на временное проживание или пребывание, либо миграционную карту, либо иные предусмотренные законом или международным договором Приднестровской Молдавской Республики документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание и (или) проживание в Приднестровской Молдавской Республике;
и) временно пребывающий в Приднестровской Молдавской Республике иностранный гражданин, лицо без гражданства – лицо, прибывшее в Приднестровскую Молдавскую Республику и получившее миграционную карту или разрешение на временное пребывание, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
к) временно проживающий в Приднестровской Молдавской Республике иностранный гражданин, лицо без гражданства – лицо, получившее разрешение на временное проживание;
л) постоянно проживающий в Приднестровской Молдавской Республике иностранный гражданин, лицо без гражданства – лицо, получившее вид на жительство;
м) временное убежище – возможность иностранного гражданина, лица без гражданства временно находиться на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики;
н) депортация – принудительная высылка иностранного гражданина, лица без гражданства из Приднестровской Молдавской Республики в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Приднестровской Молдавской Республике;
о) специальное учреждение – специальное учреждение исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих принудительному административному выдворению за пределы Приднестровской Молдавской Республики или депортации.
2. В целях настоящего Закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя также понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Статья 3. Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Приднестровской Молдавской Республике
Законодательство о правовом положении иностранных граждан в Приднестровской Молдавской Республике основывается на Конституции Приднестровской Молдавской Республики и состоит из настоящего Закона и иных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Приднестровской Молдавской Республике определяется иными актами законодательства Приднестровской Молдавской Республики, а также международными договорами Приднестровской Молдавской Республики.
Глава 2. Правовое положение иностранных граждан в Приднестровской Молдавской Республике
Статья 4. Основы правового положения иностранных граждан в Приднестровской Молдавской Республике
Иностранные граждане пользуются в Приднестровской Молдавской Республике правами и несут обязанности наравне с гражданами Приднестровской Молдавской Республики, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Приднестровской Молдавской Республике
1. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Приднестровской Молдавской Республике определяется сроком действия миграционной карты либо сроком действия разрешения на временное пребывание, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
2. Срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Приднестровскую Молдавскую Республику по приглашению либо при содействии исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы внешней политики, определяется уведомлением о предстоящем пересечении государственной границы Приднестровской Молдавской Республики исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы внешней политики.
3. Срок временного пребывания в Приднестровской Молдавской Республике иностранного гражданина на основании миграционной карты не может превышать 45 (сорока пяти) суток, при этом срок пребывания по миграционной карте может продлеваться неоднократно.
4. Срок временного пребывания в Приднестровской Молдавской Республике иностранного гражданина на основании разрешения на временное пребывание не может превышать 3 (трех) лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, а также случаев, когда такой срок продлен в соответствии с настоящим Законом.
5. Временно пребывающий в Приднестровской Молдавской Республике иностранный гражданин обязан выехать из Приднестровской Молдавской Республики в течении суток по истечении срока временного пребывания, установленного настоящим Законом или международным договором Приднестровской Молдавской Республики, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены сроки действия документов, дающих право на пребывание в Приднестровской Молдавской Республике, или срок временного пребывания либо ему выданы новые документы, дающие право на временное пребывание или разрешение на временное проживание, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное пребывание или разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Статья 6. Временное пребывание иностранных граждан в Приднестровской Молдавской Республике на основании разрешения на временное пребывание
1. Иностранный гражданин вправе временно пребывать на территории Приднестровской Молдавской Республики на основании разрешения на временное пребывание сроком, предусмотренным пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона в случаях, если он:
а) является собственником жилого помещения, находящегося на территории Приднестровской Молдавской Республики, либо членом семьи собственника такого жилого помещения;
б) состоит в браке с гражданином Приднестровской Молдавской Республики;
в) прибыл к близким родственникам (отцу, матери, детям, полнородным братьям и сестрам, дедушкам, бабушкам, внукам);
г) заключил трудовой договор с организацией, расположенной на территории Приднестровской Молдавской Республики;
д) является индивидуальным предпринимателем и осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Приднестровской Молдавской Республики;
е) является инвестором, чья доля вклада в уставном (складочном) капитале юридического лица, зарегистрированного и осуществляющего деятельность на территории Приднестровской Молдавской Республики, составляет не менее 10 (десяти) процентов;
ж) прибыл в Приднестровскую Молдавскую Республику в целях обучения и поступил в имеющую государственную аккредитацию организацию образования для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе.
2. Разрешение на временное пребывание выдается исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, сроком до 3 (трех) лет.
3. Разрешение на временное пребывание выдается иностранному гражданину на основании подаваемого в исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, заявления установленной формы с приложением следующих документов:
а) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
б) миграционная карта;
в) по основанию, предусмотренному подпунктом а) пункта 1 настоящей статьи, – документ, подтверждающий право собственности иностранного гражданина на жилое помещение, находящееся на территории Приднестровской Молдавской Республики, или документы, подтверждающие отношение к членам семьи собственника жилого помещения, находящегося на территории Приднестровской Молдавской Республики;
г) по основанию, предусмотренному подпунктом б) пункта 1 настоящей статьи, – свидетельство о браке и паспорт гражданина Приднестровской Молдавской Республики супруга (супруги);
д) по основанию, предусмотренному подпунктом в) пункта 1 настоящей статьи, – документы, подтверждающие соответствующее родство с лицом, к которому прибыл иностранный гражданин для временного пребывания;
е) по основанию, предусмотренному подпунктом г) пункта 1 настоящей статьи, – трудовой договор с организацией, расположенной на территории Приднестровской Молдавской Республики;
ж) по основанию, предусмотренному подпунктом д) пункта 1 настоящей статьи, – документы, подтверждающие осуществление иностранным гражданином индивидуальной предпринимательской деятельности на территории Приднестровской Молдавской Республики;
з) по основанию, предусмотренному подпунктом е) пункта 1 настоящей статьи, – письмо руководителя организации, привлекшей инвестиции, об осуществлении данным гражданином инвестиций в соответствующем размере;
и) по основанию, предусмотренному подпунктом ж) пункта 1 настоящей статьи, – справки организации образования о зачислении иностранного гражданина и сроке его обучения.
4. От имени несовершеннолетних иностранных граждан, а также иностранных граждан, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности, заявление установленной формы, а также документы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, подаются родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) данного гражданина.
5. Разрешение на временное пребывание выдается исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, в течение 7 (семи) рабочих дней со дня подачи заявления.
6. Порядок выдачи разрешения на временное пребывание, его форма и формы заявлений о выдаче разрешения на временное пребывание утверждаются Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
7. За выдачу и продление срока разрешения на временное пребывание взимается государственная пошлина.
Статья 7. Продление или сокращение срока временного пребывания
1. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Приднестровской Молдавской Республике на основании миграционной карты может продлеваться неоднократно на срок, не превышающий срока, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона.
2. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Приднестровской Молдавской Республике по разрешению на временное пребывание, может продлеваться неоднократно на срок, не превышающий 3 (трех) лет.
3. Срок временного пребывания в Приднестровской Молдавской Республике иностранного гражданина, прибывшего в Приднестровскую Молдавскую Республику в целях обучения и поступившего в имеющую государственную аккредитацию организацию образования для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной организации образования.
4. Срок временного пребывания в Приднестровской Молдавской Республике иностранного гражданина, завершившего обучение по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе организации образования, имеющей государственную аккредитацию, либо отчисленного из организации образования, по его ходатайству может быть продлен на срок до 30 (тридцати) календарных дней с даты отчисления данного иностранного гражданина из организации образования в связи с завершением им обучения по указанной основной профессиональной образовательной программе в целях поступления данного иностранного гражданина для обучения по очной или очно-заочной форме в той же или иной организации образования, имеющей государственную аккредитацию, по основной профессиональной образовательной программе другого уровня.
5. Организация образования, в которой обучается иностранный гражданин, обязана уведомлять исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина в указанной организации образования в течение 3 (трех) рабочих дней с даты его отчисления.
Форма и порядок подачи уведомления устанавливаются исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции.
6. Продление срока временного пребывания иностранного гражданина в Приднестровской Молдавской Республике по миграционной карте осуществляется исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, путем проставления соответствующей отметки в миграционной карте.
7. За продление срока временного пребывания иностранного гражданина в Приднестровской Молдавской Республике взимается государственная пошлина, за исключением случая, когда иностранный гражданин прибыл в Приднестровскую Молдавскую Республику в целях осуществления благотворительной деятельности или доставки гуманитарной помощи либо по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника.
8. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Приднестровской Молдавской Республике может быть сокращен в случае:
а) принятия в отношении него в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Приднестровскую Молдавскую Республику либо решения о нежелательности пребывания в Приднестровской Молдавской Республике;
б) завершения или прекращения обучения иностранного гражданина в организации образования, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи;
в) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.
9. По основаниям, предусмотренным подпунктами б) и в) пункта 8 настоящей статьи, исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, принимается решение о сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Приднестровской Молдавской Республике.
10. Исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, направляет или вручает иностранному гражданину, в отношении которого принято решение о сокращении срока временного пребывания, уведомление о принятом решении с указанием оснований принятия такого решения.
11. Иностранный гражданин, в отношении которого принято решение о сокращении срока временного пребывания, обязан выехать из Приднестровской Молдавской Республики в течение 5 (пяти) дней с момента получения уведомления о сокращении срока временного пребывания.
12. В случае если иностранный гражданин, в отношении которого было принято решение о сокращении срока временного пребывания, добровольно не покинул территорию Приднестровской Молдавской Республики в предусмотренный настоящим Законом срок, он подлежит депортации в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Статья 8. Временное проживание иностранных граждан в Приднестровской Молдавской Республике
1. Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину сроком на 3 (три) года либо по заявлению лица на иной срок, не превышающий 3 (трех) лет, с правом неоднократного продления.
2. На выдачу разрешений на временное проживание Правительством Приднестровской Молдавской Республики могут устанавливаться квоты, в случае если количество пребывающих в Приднестровской Молдавской Республике иностранных граждан существенно влияет на экономическое положение и уровень занятости в Приднестровской Молдавской Республике.
3. Без учета утвержденной Правительством Приднестровской Молдавской Республики квоты разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину:
а) родившемуся на территории, входящей в состав Приднестровской Молдавской Республики;
б) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособного сына или дочь, состоящих в гражданстве Приднестровской Молдавской Республики;
в) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Приднестровской Молдавской Республики;
г) состоящему в браке с гражданином Приднестровской Молдавской Республики, имеющим место жительства в Приднестровской Молдавской Республике;
д) осуществившему инвестиции в Приднестровской Молдавской Республике в размере, установленном Правительством Приднестровской Молдавской Республики;
е) имеющему ребенка, состоящего в гражданстве Приднестровской Молдавской Республики;
ж) имеющему сына или дочь, достигших возраста 18 (восемнадцати) лет, состоящих в гражданстве Приднестровской Молдавской Республики и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными либо ограниченными в дееспособности;
з) не достигшему возраста 18 (восемнадцати) лет, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) – иностранным гражданином;
и) не достигшему возраста 18 (восемнадцати) лет, получающему разрешение на временное проживание по заявлению усыновителя, опекуна, попечителя – гражданина Приднестровской Молдавской Республики;
к) достигшему возраста 18 (восемнадцати) лет, в соответствии с законодательством иностранного государства или Приднестровской Молдавской Республики признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание совместно с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) – иностранным гражданином;
л) достигшему возраста 18 (восемнадцати) лет, в соответствии с законодательством иностранного государства или Приднестровской Молдавской Республики признанному недееспособным либо ограниченным в дееспособности, получающему разрешение на временное проживание по заявлению усыновителя, опекуна, попечителя – гражданина Приднестровской Молдавской Республики;
м) являющемуся собственником жилого помещения, находящегося на территории Приднестровской Молдавской Республики;
н) являющемуся членом семьи собственника жилого помещения, находящегося на территории Приднестровской Молдавской Республики;
о) в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.
4. Исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Приднестровской Молдавской Республике иностранным гражданином, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подачи заявления выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения, в случае если имеются основания, предусмотренные статьей 10 настоящего Закона.
5. Исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в иные исполнительные органы государственной власти, в ведении которых находятся вопросы государственной безопасности, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, и другие заинтересованные органы, которые в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
6. В случае если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание либо ранее выданное ему разрешение на временное проживание было аннулировано, он вправе повторно в том же порядке подать заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание не ранее чем через 1 (один) год со дня отклонения его предыдущего заявления о выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание.
7. Разрешение на временное проживание содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии) (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дата и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дата принятия решения о выдаче разрешения, срок действия разрешения, наименование исполнительного органа государственной власти, выдавшего разрешение, – и оформляется в виде отдельного документа по формам, утверждаемым Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
8. Порядок выдачи разрешения на временное проживание и формы заявлений о выдаче разрешения на временное проживание утверждаются Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
9. За выдачу разрешения на временное проживание взимается государственная пошлина.
Статья 9. Документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание
1. Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину на основании подаваемого в исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, заявления установленной формы с приложением следующих документов:
а) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
б) миграционная карта или разрешение на временное пребывание;
в) личные фотографии в соответствии с требованиями, устанавливаемыми нормативным правовым актом, регулирующим порядок выдачи разрешения на временное проживание;
г) квитанция об оплате государственной пошлины.
2. От имени несовершеннолетних иностранных граждан, а также иностранных граждан, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности, заявление установленной формы, а также документы, указанные в пунктах 1, 3 настоящей статьи, подаются родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) данного гражданина с приложением по необходимости соответственно:
а) документа, удостоверяющего личность родителя (усыновителя, опекуна, попечителя);
б) свидетельства о рождении – в случае если от имени иностранного гражданина документы подаются родителем (усыновителем);
в) документа, выданного компетентным органом иностранного государства, о признании совершеннолетнего иностранного гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным либо решения суда Приднестровской Молдавской Республики о признании совершеннолетнего гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным;
г) документа, подтверждающего полномочия опекуна (попечителя) иностранного гражданина.
3. Иностранный гражданин, имеющий право на получение разрешения на временное проживание без учета квоты, предусмотренной пунктом 2 статьи 8 настоящего Закона, одновременно с документами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, предъявляет документы, подтверждающие его право на получение разрешения на временное проживание по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 8 настоящего Закона, а именно:
а) по основанию, предусмотренному подпунктом а) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона, – свидетельство о рождении либо паспорт гражданина СССР, в который внесены соответствующие записи, за исключением случаев, когда факт рождения на территории, входящей в состав Приднестровской Молдавской Республики, может быть подтвержден соответствующей записью в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина;
б) по основанию, предусмотренному подпунктом б) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона, – свидетельство о рождении и паспорт гражданина Приднестровской Молдавской Республики сына или дочери, а также документы, подтверждающие нетрудоспособность заявителя, в том числе выданные компетентным органом иностранного государства;
в) по основанию, предусмотренному подпунктом в) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона, – свидетельство о рождении иностранного гражданина и паспорт гражданина Приднестровской Молдавской Республики нетрудоспособного родителя, а также документы, подтверждающие нетрудоспособность родителя;
г) по основанию, предусмотренному подпунктом г) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона, – свидетельство о браке и паспорт гражданина Приднестровской Молдавской Республики супруга (супруги);
д) по основанию, предусмотренному подпунктом д) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона, – письмо руководителя организации, привлекшей инвестиции, об осуществлении данным гражданином инвестиций в размере, установленном Правительством Приднестровской Молдавской Республики;
е) по основанию, предусмотренному подпунктом е) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона, – свидетельство о рождении ребенка;
ж) по основанию, предусмотренному подпунктом ж) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона, – свидетельство о рождении и паспорт гражданина Приднестровской Молдавской Республики сына или дочери, а также решение суда о признании их недееспособными либо ограниченными в дееспособности;
з) по основанию, предусмотренному подпунктом з) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона, – свидетельство о рождении, а также документ, подтверждающий полномочия опекуна (попечителя) иностранного гражданина, в том числе выданный компетентным органом иностранного государства;
и) по основанию, предусмотренному подпунктом и) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона, – свидетельство о рождении иностранного гражданина, документ, удостоверяющий личность гражданина Приднестровской Молдавской Республики усыновителя, опекуна, попечителя, а также документ, подтверждающий полномочия опекуна (попечителя) гражданина Приднестровской Молдавской Республики;
к) по основанию, предусмотренному подпунктом к) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона, – свидетельство о рождении иностранного гражданина (в случае если он получает разрешение на временное проживание совместно с родителем или усыновителем) либо документ, подтверждающий полномочия опекуна (попечителя) – иностранного гражданина, а также документ, выданный компетентным органом иностранного государства, о недееспособности или ограничении в дееспособности иностранного гражданина;
л) по основанию, предусмотренному подпунктом л) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона, – свидетельство о рождении иностранного гражданина (в случае если он получает разрешение на временное проживание совместно с усыновителем – гражданином Приднестровской Молдавской Республики) либо документ, подтверждающий полномочия опекуна (попечителя) –гражданина Приднестровской Молдавской Республики, а также документ, выданный компетентным органом иностранного государства о недееспособности или ограничении в дееспособности иностранного гражданина;
м) по основанию, предусмотренному подпунктом м) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона, – документ, подтверждающий право собственности иностранного гражданина на жилое помещение, находящееся на территории Приднестровской Молдавской Республики;
н) по основанию, предусмотренному подпунктом н) пункта 3 статьи 8 настоящего Закона, – документ, подтверждающий право собственности иностранного гражданина на жилое помещение, находящееся на территории Приднестровской Молдавской Республики, а также документы, подтверждающие отношение к членам семьи собственника жилого помещения, находящегося на территории Приднестровской Молдавской Республики. Перечень членов семьи собственника жилого помещения определяется действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
4. Документы, перечисленные в пункте 3 настоящей статьи, не предоставляются заявителями, в случае если Правительством Приднестровской Молдавской Республики не установлены квоты на выдачу разрешений на временное проживание.
Статья 10. Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание
1. Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется, в случае если данный иностранный гражданин:
а) выступал за насильственное изменение основ конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики, иными действиями создавал угрозу безопасности Приднестровской Молдавской Республики или граждан Приднестровской Молдавской Республики;
б) финансировал, планировал террористические (экстремистские) акты, оказывал содействие в совершении таких актов или совершал их, а равно иными действиями поддерживал террористическую (экстремистскую) деятельность;
в) в течение 5 (пяти) лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Приднестровской Молдавской Республики или депортации;
г) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения, в случае если такие сведения могут служить основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание;
д) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Приднестровской Молдавской Республики либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
е) неоднократно (два и более раза) в течение 1 (одного) года привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, связанных с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность, санкции которых предусматривают наказание в виде административного ареста, либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Приднестровской Молдавской Республике, либо с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, при условии, что на момент принятия решения об отказе в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание не истек предусмотренный административным законодательством срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию по последнему правонарушению;
ж) заключил брак с гражданином Приднестровской Молдавской Республики, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным.
2. Помимо случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение на временное проживание аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Приднестровской Молдавской Республике или решения о неразрешении въезда в Приднестровскую Молдавскую Республику данного иностранного гражданина.
3. В случае принятия решения об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, выдает указанному иностранному гражданину соответствующее уведомление с указанием оснований отказа или аннулирования.
4. Иностранный гражданин, в отношении которого было принято решение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание, обязан покинуть территорию Приднестровской Молдавской Республики в течение 15 (пятнадцати) дней со дня получения уведомления о принятии решения при отсутствии у данного иностранного гражданина иных законных оснований для пребывания на территории Приднестровской Молдавской Республики.
5. Иностранный гражданин, в отношении которого было принято решение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание, воспользовавшийся правом на обжалование данного решения в течение срока, установленного пунктом 4 настоящей статьи, обязан покинуть территорию Приднестровской Молдавской Республики в течение 5 (пяти) дней со дня вступления в силу судебного решения об отказе в удовлетворении жалобы, при отсутствии у данного иностранного гражданина иных законных оснований для пребывания на территории Приднестровской Молдавской Республики
6. Иностранный гражданин, в отношении которого было принято решение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание, добровольно не покинувший территорию Приднестровской Молдавской Республики в сроки, предусмотренные настоящим Законом, подлежит депортации в порядке, предусмотренном настоящим Законом и международными договорами Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 11. Постоянное проживание иностранных граждан в Приднестровской Молдавской Республике
1. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на 5 (пять) лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина, поданному в исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, не позднее чем за 2 (два) месяца до истечения срока действия имеющегося у него вида на жительство, может быть продлен на 5 (пять) лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
2. Вид на жительство содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии) (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дата и место рождения, семейное положение, сведения о детях до 16 (шестнадцати) лет, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дата принятия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование исполнительного органа государственной власти, выдавшего вид на жительство, – и оформляется в виде документа по форме, утверждаемой Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
3. Порядок выдачи и продления срока действия вида на жительство, а также формы заявлений о выдаче или продлении срока действия вида на жительство утверждаются Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
4. За выдачу и продление срока вида на жительство взимается государственная пошлина.
Статья 12. Документы, необходимые для получения вида на жительство
1. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на основании подаваемого в исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, заявления установленной формы с приложением следующих документов:
а) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
б) разрешение на временное проживание либо разрешение на временное пребывание, либо миграционная карта;
в) личные фотографии в соответствии с требованиями, устанавливаемыми нормативным правовым актом, регулирующим порядок выдачи вида на жительство;
г) квитанция об оплате государственной пошлины.
2. От имени несовершеннолетних иностранных граждан, а также иностранных граждан, признанных судом недееспособными или ограниченными в дееспособности, заявление установленной формы, а также документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, подаются родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) с приложением соответствующих:
а) документа, удостоверяющего личность родителя (усыновителя, опекуна, попечителя);
б) свидетельства о рождении – в случае если от имени иностранного гражданина документы подаются родителем (усыновителем);
в) документа, выданного компетентным органом иностранного государства, о признании совершеннолетнего иностранного гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным либо решение суда Приднестровской Молдавской Республики о признании совершеннолетнего гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным;
г) документа, подтверждающего полномочия опекуна (попечителя) иностранного гражданина.
Статья 13. Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство
1. Вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный аннулируется, в случае если данный иностранный гражданин:
а) выступал за насильственное изменение основ конституционного строя Приднестровской Молдавской Республики, иными действиями создавал угрозу безопасности Приднестровской Молдавской Республики или граждан Приднестровской Молдавской Республики;
б) финансировал, планировал террористические (экстремистские) акты, оказывал содействие в совершении таких актов или совершал их, а равно иными действиями поддерживал террористическую (экстремистскую) деятельность;
в) в течение 5 (пяти) лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче вида на жительство, подвергался административному выдворению за пределы Приднестровской Молдавской Республики или депортации; либо в течение 10 (десяти) лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче вида на жительство, неоднократно (два и более раза) подвергался административному выдворению за пределы Приднестровской Молдавской Республики или депортации;
г) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения, в случае если такие сведения могут служить основанием для принятия решения об отказе в выдаче вида на жительство;
д) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Приднестровской Молдавской Республики либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
е) неоднократно (два и более раза) в течение 1 (одного) года привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, связанных с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность, санкции которых предусматривают наказание в виде административного ареста, либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Приднестровской Молдавской Республике, либо с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, при условии, что на момент принятия решения об отказе в выдаче либо аннулировании вида на жительство не истек предусмотренный административным законодательством срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию по последнему правонарушению.
2. Помимо случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Приднестровской Молдавской Республике или решения о неразрешении въезда в Приднестровской Молдавской Республике данного иностранного гражданина.
3. В случае принятия решения об отказе в выдаче иностранному гражданину вида на жительство или об аннулировании ранее выданного ему вида на жительство исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, выдает указанному иностранному гражданину соответствующее уведомление с указанием оснований отказа или аннулирования.
4. Иностранный гражданин, в отношении которого было принято решение об отказе в выдаче вида на жительство или об аннулировании ранее выданного ему вида на жительство, обязан покинуть территорию Приднестровской Молдавской Республики в течение 15 (пятнадцати) дней со дня получения уведомления о принятии решения при отсутствии у данного иностранного гражданина иных законных оснований для пребывания на территории Приднестровской Молдавской Республики.
5. Иностранный гражданин, в отношении которого было принято решение об отказе в выдаче вида на жительство или об аннулировании ранее выданного ему вида на жительство, воспользовавшийся правом на обжалование данного решения в течение срока, установленного пунктом 4 настоящей статьи, обязан покинуть территорию Приднестровской Молдавской Республики в течение 5 (пяти) дней со дня вступления в силу судебного решения об отказе в удовлетворении жалобы, при отсутствии у данного иностранного гражданина иных законных оснований для пребывания на территории Приднестровской Молдавской Республики.
6. Иностранный гражданин, в отношении которого было принято решение об отказе в выдаче вида на жительство или об аннулировании ранее выданного ему вида на жительство, добровольно не покинувший территорию Приднестровской Молдавской Республики в сроки, предусмотренные настоящим Законом, подлежит депортации в порядке, предусмотренном настоящим Законом и международными договорами Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 14. Документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в Приднестровской Молдавской Республике
1. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Приднестровской Молдавской Республике, являются действительные документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, предназначенные для использования за рубежом (заграничный, служебный паспорт, паспорт моряка).
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Приднестровской Молдавской Республике, могут признаваться и иные документы, не указанные в части первой настоящего пункта, если это предусмотрено международным договором Приднестровской Молдавской Республики или нормативными правовыми актами Президента Приднестровской Молдавской Республики.
2. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Приднестровской Молдавской Республике, являются:
а) документ, выданный иностранным государством в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
б) разрешение на временное проживание;
в) вид на жительство;
г) удостоверение беженца;
д) иной документ, признаваемый в Приднестровской Молдавской Республике в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики или международным договором Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 15. Установление личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность
1. Установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Приднестровской Молдавской Республики и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики или международным договором Приднестровской Молдавской Республики, осуществляется по инициативе исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.
2. Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения уполномоченного должностного лица исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.
3. Иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Приднестровскую Молдавскую Республику. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии. К таким документам относятся недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества (при наличии) либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя.
4. О принятии к рассмотрению заявления иностранного гражданина об установлении личности иностранному гражданину выдается справка установленной формы вместе с описью приложенных к заявлению документов.
5. В целях установления личности иностранного гражданина исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, вправе:
а) требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности;
б) проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям;
в) использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в центральном банке данных миграционного учета;
г) обращаться, в случае необходимости, с запросами в органы государственной власти и управления Приднестровской Молдавской Республики.
6. Опрос лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, проводится сотрудником исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции. Результаты опроса оформляются протоколом опроса свидетеля, в котором указываются место и время проведения опроса, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, проводившего опрос, персональные данные свидетеля, а также документ, удостоверяющий личность свидетеля.
7. Протокол опроса свидетеля предъявляется для ознакомления участвовавшему в опросе свидетелю. Свидетель может вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые удостоверяются его подписью. Протокол подписывается составившим его сотрудником исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, и участвовавшим в опросе свидетелем. В случае отказа свидетеля подписать протокол сотрудник исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.
8. Для опознания иностранного гражданина сотрудник исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, предъявляет его свидетелям, которые предварительно сообщают сведения о себе, а также об обстоятельствах знакомства с данным иностранным гражданином.
9. Иностранный гражданин предъявляется для опознания вместе с другими лицами, по возможности внешне сходными с ним. Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее 3 (трех). Перед началом опознания иностранному гражданину предлагается занять любое место среди предъявляемых для опознания лиц, о чем в протоколе опознания делается соответствующая запись. В случае невозможности опознания иностранного гражданина непосредственно может быть проведено опознание по его фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц, по возможности внешне сходных с опознаваемым. Количество фотографий должно быть не менее 3 (трех). Если опознающий указал на одно из предъявленных для опознания лиц или на одну из фотографий, то ему предлагается объяснить, по каким приметам или особенностям он опознал данное лицо, а также сообщить фамилию, имя и отчество (при наличии) опознанного.
10. По результатам опознания составляется протокол опознания, в котором указываются место и дата проведения опознания, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, фамилии, имена, отчества (при наличии) участвовавших в опознании лиц, а при необходимости – адреса их места жительства (места пребывания) и другие сведения о них.
11. Протокол опознания предъявляется для ознакомления всем участвовавшим в опознании лицам. Указанные лица могут вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые должны быть удостоверены их подписями.
12. Протокол опознания подписывается составившим его сотрудником исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, а также участвовавшими в опознании лицами. В случае отказа участвовавшего в опознании лица подписать протокол сотрудник исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.
13. Если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, сотрудником исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения об установлении личности иностранного гражданина вручается данному иностранному гражданину по его просьбе.
14. Срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать 3 (трех) месяцев.
15. Формы бланков заявления об установлении личности, справки о приеме заявления об установлении личности к рассмотрению, протокола опроса свидетелей, протокола опознания и заключения об установлении личности иностранного гражданина утверждаются исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции.
Статья 16. Передвижение иностранных граждан в пределах Приднестровской Молдавской Республики
1. Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в пределах Приднестровской Молдавской Республики на основании документов, выданных или оформленных ими в соответствии с настоящим Законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, въезд на которые ограничен на основании нормативных правовых актов Приднестровской Молдавской Республики.
2. Временно пребывающий (проживающий) в Приднестровской Молдавской Республике иностранный гражданин вправе изменять место пребывания (проживания) в Приднестровской Молдавской Республике в порядке, предусмотренном законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 17. Отношение иностранных граждан к избирательному праву
Иностранные граждане в Приднестровской Молдавской Республике не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме в Приднестровской Молдавской Республике.
Статья 18. Трудовая деятельность иностранных граждан в Приднестровской Молдавской Республике
Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных законом.
Статья 19. Отношение иностранных граждан к военной службе
Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу).
Глава 3. Правовой статус беженцев
Статья 20. Право на получение статуса беженца
Правом получения статуса беженца в Приднестровской Молдавской Республике пользуется иностранный гражданин, который в силу вполне обоснованных опасений стал жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или ввиду изложенных опасений не желает пользоваться защитой этой страны либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства, вследствие таких опасений не может или не желает вернуться в страну происхождения.
Статья 21. Признание за иностранным гражданином статуса беженца
1. Решение о признании за иностранным гражданином статуса беженца принимает исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, в течение 30 (тридцати) дней со дня поступления от иностранного гражданина ходатайства о признании за ним статуса беженца.
2. Порядок подачи иностранным гражданином ходатайства о признании за ним статуса беженца, а также порядок его рассмотрения и принятия по нему решения устанавливается Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
3. Уведомление о признании за лицом статуса беженца либо об отказе в таком признании с указанием оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона, вручается или направляется лицу по почте заказным письмом исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия решения.
4. Лицо, получившее уведомление об отказе в признании за ним статуса беженца, и не воспользовавшееся правом на обжалование решения в соответствии со статьей 25 настоящего Закона, обязано по предложению исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, покинуть территорию Приднестровской Молдавской Республики совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об отказе при отсутствии у данного лица иных законных оснований для пребывания на территории Приднестровской Молдавской Республики.
5. Иностранный гражданин, находящийся на территории Приднестровской Молдавской Республики, подавший ходатайство о признании за ним статуса беженца, проживает на территории Приднестровской Молдавской Республики на основании временного документа, удостоверяющего личность и дающего право на временное пребывание на территории Приднестровской Молдавской Республики (далее – временный документ), до принятия решения о признании за ним статуса беженца или об отказе в таком признании.
6. При выдаче временного документа национальный гражданский паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина или лица без гражданства, передаются на хранение в исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции.
7. Иностранному гражданину, в отношении которого принято решение о признании за ним статуса беженца, выдается удостоверение беженца установленной формы. Удостоверение беженца является документом, удостоверяющим личность, и основанием для постоянного проживания на территории Приднестровской Молдавской Республики.
8. Форма и содержание временного документа, выдаваемого иностранному гражданину, ходатайствующему о признании за ним статуса беженца, а также форма и содержание удостоверения беженца утверждаются Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 22. Основания для отказа признания за иностранным гражданином статуса беженца
Статус беженца не может быть предоставлен иностранному гражданину, если он:
a) совершил преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
б) представляет своим поведением или принадлежностью к определенной организации или группировке угрозу государственной безопасности и (или) общественному порядку;
в) совершил деяния, противоречащие целям и принципам Организации Объединенных Наций;
г) в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев;
д) прибыл из иностранного государства, на территории которого имел возможность быть признанным беженцем;
е) имеет гражданство третьего государства, защитой которого может воспользоваться, или право на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по обстоятельствам, предусмотренным статьей 20 настоящего Закона;
ж) совершил преступление на территории Приднестровской Молдавской Республики и в отношении него возбуждено уголовное дело;
з) ранее обращался с ходатайством о признании беженцем, и ему было отказано в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных настоящим Законом, при условии, что обстановка в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась;
и) покинул государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) не по обстоятельствам, предусмотренным статьей 20 настоящего Закона, и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) из опасения понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение;
к) покинул государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
л) был вынужден незаконно пересечь государственную границу Приднестровской Молдавской Республики с намерением ходатайствовать о признании беженцем и не обратился с ходатайством в порядке, предусмотренном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
м) отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Приднестровской Молдавской Республики;
н) состоит в браке с гражданкой (гражданином) Приднестровской Молдавской Республики и в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики имеет возможность получить разрешение на временное пребывание или разрешение на временное проживание на территории Приднестровской Молдавской Республики;
о) имеет разрешение на временное пребывание или разрешение на временное проживание, или вид на жительство на территории Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 23. Права и обязанности беженцев
1. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право:
а) на получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
б) на получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию Приднестровской Молдавской Республики;
в) на неотложную медицинскую помощь;
г) на содействие в трудоустройстве наравне с гражданами Приднестровской Молдавской Республики;
д) на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики и международными договорами Приднестровской Молдавской Республики;
е) на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные организации дошкольного образования и организации общего образования, организации профессионального образования и организации высшего профессионального образования наравне с гражданами Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, если иное не предусмотрено международными договорами Приднестровской Молдавской Республики;
ж) на содействие исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства);
з) на обращение в исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Приднестровской Молдавской Республики данных лиц и въезда их на территорию Приднестровской Молдавской Республики;
и) на обращение с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Приднестровской Молдавской Республики или на приобретение гражданства Приднестровской Молдавской Республики в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики и международными договорами Приднестровской Молдавской Республики;
к) на добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства);
л) на выезд на место жительства в иностранное государство;
м) на пользование иными правами, предусмотренными действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики и международными договорами Приднестровской Молдавской Республики.
2. Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:
а) соблюдать Конституцию Приднестровской Молдавской Республики, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Приднестровской Молдавской Республики;
б) сообщить в течение 7 (семи) дней в исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства другого иностранного государства;
в) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Приднестровской Молдавской Республики либо выехать на место жительства за пределы территории Приднестровской Молдавской Республики;
г) сняться с учета в территориальном подразделении исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, при перемене места пребывания и в течение 7 (семи) дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном подразделении исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции.
Статья 24. Утрата лицом статуса беженца и лишение лица статуса беженца
1. Лицо утрачивает статус беженца, в случае если указанное лицо:
а) получило разрешение на временное проживание либо приобрело гражданство Приднестровской Молдавской Республики;
б) снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности;
в) лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело;
г) приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;
д) добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований по обстоятельствам, предусмотренным статьей 20 настоящего Закона;
е) не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть по обстоятельствам, предусмотренным статьей 20 настоящего Закона, в связи с тем, что данные обстоятельства более не существуют;
ж) не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, предусмотренные статьей 20 настоящего Закона, в данном государстве более не существуют.
2. Лицо лишается статуса беженца, если оно:
а) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Приднестровской Молдавской Республики;
б) сообщило заведомо ложные сведения либо предъявило поддельные или подложные документы, послужившие основанием для признания беженцем;
в) привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, связанного с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением, переработкой наркотических средств или психотропных веществ либо их аналогов либо с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, либо с пропагандой наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо их аналогов.
3. Решение об утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца с указанием оснований, предусмотренных пунктами 1, 2 настоящей статьи, принимается исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции.
Уведомление о принятии решения об утрате лицом статуса беженца или о лишении лица статуса беженца направляется или вручается лицу исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, в течение 3 (трех) рабочих дней со дня принятия решения.
4. В случае утраты лицом статуса беженца или в случае лишения лица статуса беженца удостоверение беженца сдается в исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, и считается недействительным с момента принятия решения об утрате лицом статуса беженца или лишения лица статуса беженца.
5. Лицо, утратившее статус беженца по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, или лишенное статуса беженца по обстоятельствам, предусмотренным подпунктами б) и в) пункта 2 настоящей статьи, и не воспользовавшееся правом на обжалование решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Закона, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Приднестровской Молдавской Республики, обязано по предложению исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, покинуть территорию Приднестровской Молдавской Республики в месячный срок со дня получения уведомления о принятии решения об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца.
Статья 25. Гарантии прав лиц, ходатайствующих о признании беженцами, признанных беженцами, а также утративших статус беженцев или лишенных статуса беженцев
1. Лицо, ходатайствующее о признании беженцем или признанное беженцем либо утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона.
2. Решения об отказе в признании за лицом статуса беженца, утрате лицом статуса беженца или лишения лица статуса беженца могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики, в срок, не превышающий 1 (одного) месяца со дня получения лицом уведомления о принятии соответствующего решения.
Иные решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти и их должностных лиц, связанные с исполнением законодательства о беженцах, могут быть обжалованы в суде в порядке и в сроки, установленные гражданским процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
3. До принятия решения по жалобе лицо, подавшее жалобу, и члены его семьи имеют права и выполняют обязанности, предусмотренные статьей 23 настоящего Закона, в части, не противоречащей настоящему правовому положению данных лиц.
4. Лицо, в отношении которого было принято решение об отказе в признании за ним статуса беженца, а также лицо, в отношении которого было принято решение об утрате статуса беженца по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 24 настоящего Закона, либо о лишении статуса беженца по основаниям, предусмотренным подпунктами б) и в) пункта 2 статьи 24 настоящего Закона, воспользовавшееся правом на обжалование одного из вышеуказанных решений в соответствии с настоящей статьей, обязано покинуть территорию Приднестровской Молдавской Республики в течение 3 (трех) рабочих дней со дня вступления в силу судебного решения об отказе в удовлетворении жалобы при отсутствии у данных лиц иных законных оснований для пребывания на территории Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 26. Последствия несоблюдения лицами, получившими отказ в признании за ними статуса беженца, утратившими статус беженца или лишенными статуса беженца, обязанности выезда за пределы Приднестровской Молдавской Республики
1. Лицо, которому отказано в получении статуса беженца, а также лицо, утратившее статус беженца либо лишенное статуса беженца, добровольно не покинувшее территорию Приднестровской Молдавской Республики в сроки, предусмотренные действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, при отсутствии у данного лица иных законных оснований для пребывания на территории Приднестровской Молдавской Республики подлежит депортации в порядке, предусмотренном настоящим Законом и международными договорами Приднестровской Молдавской Республики.
2 Лицо, лишенное статуса беженца по основанию, предусмотренному подпунктом а) пункта 2 статьи 24 настоящего Закона, подлежит депортации за пределы территории Приднестровской Молдавской Республики после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 27. Политическое убежище
1. В исключительных случаях лица, осуществлявшие политическую, дипломатическую деятельность или занимавшие публичные должности в других странах или в международных организациях, лица, проявившие особую привязанность, уважение и интерес к Приднестровской Молдавской Республике, другие выдающиеся личности, которые в стране их происхождения подвергаются преследованиям, могут ходатайствовать перед Президентом Приднестровской Молдавской Республики о предоставлении им политического убежища.
2. Заявления о предоставлении политического убежища рассматриваются Комиссией по гражданству при Президенте Приднестровской Молдавской Республики.
3. Условия, порядок и основания предоставления политического убежища лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, устанавливаются Президентом Приднестровской Молдавской Республики.
4. Лицо, заявление которого о предоставлении политического убежища отклонено, может ходатайствовать о предоставлении ему статуса беженца.
5. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, имеет те же права и обязанности, что и беженец.
Глава 4. Миграционный учет иностранных граждан и государственный контроль (надзор) в сфере миграции
Статья 28. Миграционный учет иностранных граждан
Миграционный учет иностранных граждан в Приднестровской Молдавской Республике осуществляется в соответствии с Законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Приднестровской Молдавской Республике» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 29. Государственный контроль (надзор) в сфере миграции
1. Государственный контроль (надзор) в сфере миграции включает в себя государственный контроль (надзор) за въездом (выездом), транзитным передвижением в пределах Приднестровской Молдавской Республики, а также пребыванием и проживанием иностранных граждан в Приднестровской Молдавской Республике.
2. Государственный контроль (надзор) в сфере миграции осуществляется уполномоченными исполнительными органами государственной власти в порядке, установленном Президентом Приднестровской Молдавской Республики или Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 30. Порядок депортации
1. Депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, во взаимодействии с иными исполнительными органами государственной власти в пределах их компетенции.
2. Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина.
3. В случае если осуществление депортации за счет средств депортируемого невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Приднестровской Молдавской Республики.
Порядок расходования средств на указанные цели определяется Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
4. Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
5. Доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, а в случае необходимости – в суд, при наличии медицинских показаний – в медицинскую организацию, в дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Приднестровской Молдавской Республике, а также доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации, до пункта пропуска через государственную границу Приднестровской Молдавской Республики осуществляет исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции.
6. Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий 48 (сорока восьми) часов, осуществляется исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, на основании решения руководителя указанного органа или его заместителя.
7. За исключением случая, предусмотренного пунктом 6 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.
8. В случае если в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Приднестровской Молдавской Республике, указанное решение в течение 3 (трех) дней со дня его вынесения направляется в исполнительный орган государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.
9. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 8 настоящей статьи, осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Глава 5. Содержание иностранного гражданина в специальном учреждении
Статья 31. Основы содержания иностранных граждан в специальных учреждениях
1. Содержание иностранных граждан в специальных учреждениях предусматривает ограничение свободы передвижения помещенных в них иностранных граждан, исключающее возможность самовольного оставления указанных учреждений, в целях обеспечения исполнения принятых в соответствии с Кодексом Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях и настоящим Законом постановлений (решений) уполномоченных органов государственной власти о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Приднестровской Молдавской Республики либо о депортации.
2. Иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства, личной безопасности, охраны здоровья граждан.
3. Не допускается дискриминация лиц, размещенных в специальных учреждениях, либо предоставление им льгот и привилегий по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам.
4. Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется до его административного выдворения за пределы Приднестровской Молдавской Республики либо депортации.
5. Условия и порядок содержания (пребывания), в том числе вопросы первичного медико-санитарного обеспечения, иностранных граждан в специальных учреждениях устанавливаются Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 32. Права и обязанности содержащихся в специальных учреждениях иностранных граждан
1. Содержание (пребывание) иностранных граждан в специальных учреждениях не должно сопровождаться причинением таким лицам физических или нравственных страданий.
2. Содержащиеся в специальных учреждениях иностранные граждане проходят личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей и предметов в порядке, установленном настоящим Законом.
3. Содержащиеся в специальном учреждении иностранные граждане подлежат круглосуточному контролю и надзору. В целях осуществления таких контроля и надзора и для предупреждения нарушений установленных условий и порядка содержания (пребывания) иностранных граждан в специальных учреждениях могут применяться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля и надзора.
Иностранные граждане, содержащиеся в специальных учреждениях, уведомляются о возможности применения технических средств контроля и надзора.
4. За нарушение условий и порядка содержания (пребывания) иностранных граждан в специальных учреждениях иностранные граждане несут ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 33. Порядок осуществления личного досмотра иностранных граждан, содержащихся в специальных учреждениях, и досмотра вещей и предметов, находящихся при указанных иностранных гражданах
1. Если иное не предусмотрено законом, личный досмотр иностранных граждан, досмотр вещей и предметов, находящихся при указанных иностранных гражданах, осуществляются по прибытии их в специальное учреждение в случае доставки иностранного гражданина из суда, медицинской организации либо по мере необходимости в период нахождения иностранных граждан в специальном учреждении должностным лицом специального учреждения одного пола с досматриваемым в присутствии 2 (двух) понятых того же пола, являющихся совершеннолетними лицами, не заинтересованными в исходе такого досмотра.
2. О личном досмотре иностранного гражданина, содержащегося в специальном учреждении, и (или) досмотре вещей, находящихся при указанном иностранном гражданине, составляется акт. В таком акте указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего данный акт, сведения об иностранном гражданине, в отношении которого осуществлены личный досмотр и (или) досмотр вещей, о виде, количестве и об идентификационных признаках вещей, находящихся при указанном иностранном гражданине, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при указанном досмотре. Форма акта о личном досмотре иностранного гражданина, содержащегося в специальном учреждении, и (или) досмотре вещей, находящихся при указанном иностранном гражданине, утверждается исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции.
3. Акт о личном досмотре иностранного гражданина, содержащегося в специальном учреждении, и (или) досмотре вещей, находящихся при указанном иностранном гражданине, подписывается составившим данный акт должностным лицом, указанным иностранным гражданином и понятыми. В случае отказа указанного иностранного гражданина от подписания такого акта в нем делается соответствующая запись.
4. Копия акта о личном досмотре иностранного гражданина, содержащегося в специальном учреждении, и (или) досмотре вещей, находящихся при указанном иностранном гражданине, вручается указанному иностранному гражданину.
5. В случае обнаружения у иностранного гражданина, содержащегося в специальном учреждении, вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, осуществляется изъятие таких вещей.
6. Об изъятии вещей у иностранного гражданина, содержащегося в специальном учреждении, составляется акт. В таком акте указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего данный акт, сведения об указанном иностранном гражданине, о виде, количестве и об идентификационных признаках изъятых вещей. Форма акта об изъятии вещей у иностранного гражданина, содержащегося в специальном учреждении, утверждается исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции.
7. В акте об изъятии вещей у иностранного гражданина, содержащегося в специальном учреждении, делается запись о фото- и киносъемке, видеозаписи и других установленных способах фиксации, примененных при изъятии.
8. Акт об изъятии вещей у иностранного гражданина, содержащегося в специальном учреждении, подписывается составившим данный акт должностным лицом, указанным иностранным гражданином и понятыми. В случае отказа указанного иностранного гражданина от подписания такого акта в нем делается соответствующая запись.
9. Копия акта об изъятии вещей у иностранного гражданина, содержащегося в специальном учреждении, вручается указанному иностранному гражданину.
10. Об изъятии вещей у иностранного гражданина, содержащегося в специальном учреждении, незамедлительно уведомляется орган внутренних дел по месту изъятия указанных вещей или по месту нахождения специального учреждения, где содержится данный иностранный гражданин.
11. Опасные вещества и предметы, не разрешенные к хранению у иностранного гражданина, содержащегося в специальном учреждении, подлежат сдаче на временное хранение должностному лицу данного специального учреждения, о чем составляется акт.
Перечень опасных веществ и предметов, запрещенных к хранению у иностранных граждан, содержащихся в специальном учреждении, утверждается исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы миграции.
Глава 6. Защита прав и законных интересов иностранных граждан и ответственность за нарушение настоящего Закона
Статья 34. Защита прав и законных интересов иностранных граждан.
1. Иностранные граждане вправе обжаловать любые действия (бездействие) и решения исполнительных органов государственной власти и их должностных лиц, затрагивающие их права и законные интересы в регулируемой настоящим Законом сфере правоотношений в порядке, предусмотренном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
2. Защита прав и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Законом и гражданским процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 35. Ответственность иностранных граждан
Иностранный гражданин, виновный в нарушении действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики, привлекается к ответственности в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 36. Ответственность за нарушение требований настоящего Закона
Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Глава 7. Заключительные положения
Статья 37. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Предложить Президенту Приднестровской Молдавской Республики и поручить Правительству Приднестровской Молдавской Республики в срок со дня официального опубликования настоящего Закона до дня вступления его в силу привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Статья 38. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 июля 2017 года.
Президент
|
|
Приднестровской Молдавской Республики
|
В. Н. Красносельский
|
г. Тирасполь
19 июня 2017 г.
№ 174-З-VI